pine_and_apple

LJ_media 6 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Белые ходоки и ядерное оружие. «Игра престолов» раскрывает карты

В шестом сезоне «Игры престолов» нам показывают не только настоящее, но и прошлое — раньше в сериале практически не было флэшбеков, и об истории вымышленного мира можно было судить только со слов персонажей. А все благодаря подростку-экстрасенсу Брану Старку, попавшему в обучение к колдуну: у него появилась новая способность — смотреть сквозь время. С помощью Брана создатели сериала раскрыли несколько тайн, которые волновали зрителей еще с первых сезонов. Рассказывает Антон Хитров.
— Редактор LJ Media

Кто такие белые ходоки? В «Игре престолов» эти существа появляются крайне редко — обычно один раз в сезон — а информации о них очень мало. В то же время зрители не сомневаются, что именно ходокам уготована роль главных антагонистов сериала. Мы знаем, как они выглядят, знаем об их связи с зимой и льдом, об умении воскрешать и подчинять мертвецов — людей и животных. Ходок гораздо сильнее человека и неуязвим для любого оружия, кроме обсидиановых ножей и волшебной валирийской стали. Одержав победу в бою, они выкладывают трупы в виде спирали. У них есть лидер. Человека — по крайней мере, младенца — можно сделать ходоком. Чего мы до сих пор не знали, так это откуда они взялись и почему они так агрессивны. Новый эпизод под названием «Дверь» не только ответил на оба вопроса, но и навсегда поменял наше отношение к этим созданиям.

«Игра престолов» известна нетривиальным подходом к фантастическому. То, что мы считаем сказочным, сверхъестественным — магия, драконы, нечеловеческие разумные существа, — считается таковым и в Вестеросе. Некоторые герои сериала вовсе не верят в чудеса — например, Тирион Ланнистер. Во вселенной «Властелина колец» скептиков нет и быть не может. Персонажи классического фэнтези обитают в пространстве мифа, персонажи «Игры престолов» — в пространстве истории. Поэтому в основе сюжета — не борьба добра со злом, а конфликт нескольких групп, отстаивающих свои интересы. Мир сериала не делится на черное и белое. Тем не менее наряду с обычными людскими пороками, властолюбием и корыстью, в нем все-таки есть абсолютное зло.

Белые ходоки роднят «Игру престолов» с более привычным фэнтези — типичная персонификация зла, волшебная раса, враждебная всему живому. Характерно, что к моменту описываемых событий — в «историческое» время — они стали персонажами сказок и религиозных сюжетов. Мир «Игры престолов» — это политика и экономика, банки и университеты, театры и бордели. Белым ходокам там как будто нет места. Неудивительно, что в первоисточнике сериала — романах Джорджа Мартина — их называют Иными (the Others). Но так ли это на самом деле?

В четвертом сезоне сериала ходоки заполучили человеческого младенца и сделали его себе подобным — уже тогда мы могли предполагать, что эти создания происходят от людей. Новый эпизод подтвердил эту догадку. Бран Старк с помощью духовного наставника заглядывает в далекое прошлое и видит, как дети леса — аборигены Вестероса, обитавшие здесь еще до прихода человека — превращают связанного мужчину в белого ходока. Вернувшись в настоящее, Бран требует объяснений — как-никак он делит кров с последними представителями этого народа и считает их друзьями. Правда его шокирует: Иные — это оружие, созданное, чтобы остановить людей. «Нас уничтожали, — оправдывается подруга Брана, — наши священные деревья вырубали, мы должны были защищаться». Судя по всему, дети леса не смогли контролировать ходоков и объединились с людьми, чтобы противостоять новому врагу.

Итак, белые ходоки — не предвечное зло. Несмотря на фантастическую, сказочную природу, они обязаны своим существованием банальной борьбе за ресурсы. Иные появились в результате древней войны между детьми леса и первыми людьми — выходцами с соседнего континента, предками нынешних северян, в том числе самого Брана Старка. Надо заметить, в «Игре престолов» не бывает исчерпанных конфликтов. Здесь, как и в реальном мире, итоги одной войны служат предпосылками к другой. Восстание, свергнувшее династию Таргариенов, заложило почву для Войны пяти королей, которую мы наблюдали со второго по третий сезон. В случае с Иными героям придется расхлебывать кашу, которую заварили их далекие предки. Люди в обеих ситуациях становятся заложниками своей истории, более или менее древней.

Иные олицетворяют не абстрактное зло, а вполне конкретное — войну. В целом сериал можно трактовать как антимилитаристское высказывание. Дети леса — униженная нация, которая в попытке взять реванш создает монстров: напрашиваются аналогии с событиями XX века. Оцените символизм образа: белые ходоки умеют оживлять мертвецов, их пехота состоит из зомби. Каждый труп за Стеной — будь то одичалый или брат Ночого дозора — это новобранец в войске Смерти. Война и есть общий враг. Ослабить его можно только одним способом — попробовать договориться. Можно рассматривать белых ходоков как метафору ядерного оружия; знаменитый девиз Старков — «зима близко» — при таком раскладе будет содержать намек на ядерную зиму.

Умение договариваться — главная добродетель в «Игре престолов»; сериал вознаграждает не самых твердых, а самых гибких. Прежде всего приходят на ум эти три персонажа: Тирион Ланнистер, Варис и Джон Сноу. Все трое — в той или иной степени аутсайдеры: Тирион — карлик, Варис — евнух, к тому же низкого происхождения, Джон — незаконный сын. Все трое небезупречны с точки зрения морали: Варис — жестокий интриган, Сноу — клятвопреступник, Ланнистер — крайний гедонист и, на минуточку, отцеубийца. Однако все они стремятся к миру и ради мира готовы поступиться общественными нормами или даже личными убеждениями. Не потому ли авторы сериала сохраняют им жизнь и выдвигают на лидерские позиции?

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию