Категория:

Танк «На испуг». Напугать румын обычным трактором

75 лет назад, 5 августа 1941 года началась оборона Одессы от наступавших немецких и румынских войск. Попавший в окружение город держался почти 2,5 месяца. Его защитники смогли не только отбиться и уничтожить десятки тысяч фашистов, но даже перейти в наступление с помощью переделанных в танки тракторов и освободить ряд ранее занятых пригородов. Город был сдан лишь потому, что к октябрю 1941 года немцы уже вторглись в Крым и теперь предстояло защищать от них уже Севастополь.
— Редактор LJ Media

Оборона Одессы

Оборона Одессы продолжалась с 5 августа по 16 октября 1941 года. 34,5 тысяч защитников при этом противостояли почти 340-тысячной группировке румын и немцев. Правда, защитникам активно помогали жители города. При этом всё время обороны снабжение Одессы велось только по Чёрному морю.

Одессу начали бомбить уже в июле 1941 года. Но наземные части вермахта и его румынских союзников подошли к городу только 5 августа: наступление на южном крыле фронта поначалу шло более «вяло», так как основной ударный «кулак» немцы расположили на белорусском и прибалтийском направлениях.

В самом начале боёв за город у созданной для обороны Одессы Приморской армии имелось всего 303 полевых и 35 орудий береговой обороны, но им удалось отразить попытку взять «жемчужину у моря» сходу, при этом был уничтожен немецкий парашютный десант. 13 августа 1941 года из Одессы ушёл последний поезд с эвакуированными на восток: к вечеру немецко-румынские войска перерезали линию железной дороги, связывающей город с «большой землёй». Они прорвались к Чёрному морю восточнее Одессы и полностью окружили город с суши.

Город ощетинился кольцами укреплений. На рытье окопов и строительстве баррикад работали более 100 тысяч одесситов, тысячи записались в ополчение. Одесситы сражались «не за страх, а за совесть» в том числе и потому, что 40% довоенного населения города составляли евреи, большинство из них эвакуироваться не успели и справедливо полагали, что ничего хорошего их в фашистской оккупации ждать не может. На заводах города был освоен ремонт вооружения и техники, выпуск военной продукции, в том числе бронепоездов и обшитых бронёй тракторов (те самые знаменитые «танки НИ («На испуг»).

Кадры из фильма «Поезд в далекий август», 1971 год

20 августа немецко-румынские войска возобновили штурм города: 14 дивизий и 2 бригады против 4 дивизий обороняющихся. Но защитникам удалось отбить и этот штурм, а вскоре к ним по морю привезли подкрепления. В сентябре румыны начали систематический артиллерийский обстрел города с целью дезорганизовать оборону и запугать население, но Одесса ответила... своим наступлением! 22 сентября были освобождены 120 квадратных километров территории к востоку, несколько населённых пунктов, разгромлены две румынские дивизии, взяты трофеи (6 единиц бронетехники, 38 орудий, 30 миномётов, около 200 пулемётов. Одесситы радовались успехам и готовились к обороне и в условиях зимы. Но... ставка Верховного командования к тому времени решила сдать город без боя и эвакуировать его защитников. Дело в том, что в конце сентября 1941 года немецкие войска прорвались в Крым и стремительно расползались по полуострову. Теперь пришлось оборонять уже Севастополь, а сил и возможностей для снабжения двух непокорённых «анклавов» на черноморском побережье не было. Одессой решили пожертвовать ради Севастополя.

Одесса тем не менее продолжала успешно сражаться до самого конца и даже в начале октября развивать своё контрнаступление. Было разгромлено ещё несколько румынских батальонов, взяты в качестве трофеев десятки артиллерийских орудий. Попытка румын и немцев «огрызнуться» и нанести по Одессе очередной удар 9-10 была отбита по всему фронту. И это в условиях уже начавшейся эвакуации войск и жителей города, которая прошла практически без потерь. Из Одессы морем вывезли 86 тысяч защитников, 15 тысяч мирных жителей, 19 танков и бронеавтомобилей, 462 артиллерийских орудия, 1 158 автомобилей, 3 625 лошадей и 25 тысяч тонн боеприпасов и прочих военных грузов, оборудование одесских заводов и культурные ценности из музеев. Последний корабль покинул одесский порт в 5 часов 30 минут утра 16 октября, но румыны не верили такому «счастью» и до самого вечера боялись войти в город.

В течение 73-х дней обороны защитники Одессы отвлекли с других участков фронта до 18 дивизий немецко-румынских войск численностью свыше 300 тысяч солдат и офицеров. Около 18 тысяч немцев и румын были убиты, более 63 тысяч ранены, более 11 тысяч попали в плен или пропали без вести. В боях за Одессу немцы потеряли около 200 самолётов и до 100 танков. Среди защитников города погибло 15,5 тысяч человек, около 25 тысяч были ранены. И даже после сдачи Одессы оставшиеся в городе красноармейцы и горожане продолжили борьбу в качестве партизан, скрывавшихся в катакомбах. За годы оккупации в Одессе и её окрестностях, «подаренных» Гитлером союзной Румынии, было убито около 3 тысяч вражеских солдат и офицеров.

specnazspn: На испуг...

При въезде в Одессу со стороны Слободки в самом начале Молдаванки в уютном сквере стоит на пьедестале небольшой танк. Если подойти ближе, то можно увидеть, что это не танк, а обшитый стальными листами гусеничный трактор с торчащим из кабины дулом пулемета. В сквере играют дети, на скамейках сидят их мамы и бабушки, за длинным столом стучат костяшками домино пенсионеры, и никто не обращает внимания на стоящий на пьедестале трактор, похожий на танк. Несколько раз его поджигали хулиганы, пьедестал расписывали всевозможными надписями и мало кто сегодня знает, что это не просто поставленный на пьедестал вооруженный пулеметом трактор, а памятник стойкости и мужеству одесситов, защищавших в 1941-ом году свой город от фашистских захватчиков.

Памятник танку «НИ» в Одессе, Artemka, 2009 год

Когда в начале августа 1941-го года Одесса была объявлена на осадном положении, я впервые увидел колонну этих танков, которые одесситы сразу назвали «НИ» — «На испуг». Увидел на той же Молдаванке, куда из центра города мы забрели с матерью в поисках воды. Беляевка, откуда Одесса снабжалась водой, была захвачена врагом. Город задыхался от жажды и ненависти, и приходилось бродить по городу в поисках дворовых колодцев, возле которых стояли длинные очереди. Помню, я увидел эти танки, когда мы уже набрали воду. Мама несла полное ведро. А я небольшой бидон, в котором до войны мама приносила с базара молоко. Окутанные сизым дымом, «НИ» прогрохотали по булыжной мостовой и скрылись за углом. За ними прошагал отряд военных моряков.

За моряками строем шли пожилые мужчины. Некоторые с винтовками на плечах, а некоторые с наганами за ремнями, стягивавшими их штатские пиджаки. Это были народные ополченцы. По возрасту их не призвали в армию. И это была та, ни перед кем не сдающаяся Одесса, которая обороняясь от ненавистного врага, не только отправляла на свою защиту сошедших с военных кораблей моряков и этих немолодых людей, но за отсутствием настоящих танков создала свои!

«НИ» в прямом смысле могли взять врага только на испуг. И каким же нужно было обладать мужеством и отвагой, чтобы сидя в тесной кабине такого трактора, медленно ползущего по обстреливаемой выжженной солнцем степи, стиснув от ярости зубы, вести по вражеским позициям пулеметный огонь, расчищая путь идущей в атаку морской пехоте!.. Переделывали их из гусеничных тракторов на заводе имени Январского восстания. А обшивали листами брони, снятой с легендарного броненосца «Потемкин»...

Читать далее в блоге автора — http://specnazspn.livejournal.com/1095121.html

____________________________

nadya_indi: История Одессы. Героическая оборона

Вода

...Как известно, с водой в Одессе всегда было трудно, об этом писал ещё Пушкин. Когда румыны захватили насосную станцию в Беляевке, они, естественно, сразу отключили её. Воду в городе выдавали по карточкам... И это в августовскую жару! Небольшой отряд добровольцев пробился к Беляевке, запустил станцию и несколько часов удерживал её, давая городу воду. Почти все погибли. После войны был снят фильм «Жажда». Его можно найти и посмотреть в Сети (чёрно-белый). Фильм особенно интересен тем, что в его создании принимали участие выжившие непосредственные участники изображаемых событий. Позднее, уже в наше время была снята современная версия фильма. Конечно, более зрелищная, но уже не такая достоверная. Так, в новом фильме бойцы колдуют над весьма современного вида панелью управления, пытаясь найти нужные переключатели. На самом деле всё было совсем не так просто: насосы работали не от электрического привода, а парового, поэтому пришлось раскочегарить топку. По дыму из трубы румыны и поняли, что станция работает.

Танки

Танков в осаждённом городе не хватало. Рабочими завода имени Январского восстания изготавливались самодельные танки НИ-1 — «на испуг». Они представляли собой обычные трактора, обшитые котловой сталью и оснащённые пулемётом, иногда также мелкокалиберным орудием. Выглядели они нестандартно, и действительно в первое время пугали румын, которые думали, что имеют дело с новейшим танком неизвестной конструкции.

Первая машина вышла из ворот завода 20 августа 1941 г. Боевое крещение самодельные танки получили 1 сентября у местечка Дальник, вместе с настоящим танком возглавив контратаку 25-й Чапаевской дивизии. Увидев громыхающие стальные чудовища, противник поспешил отступить на запасные позиции. Испытание танков-самоделок огнем прошло успешно: ни одной пулевой пробоины! Правда, машины оказались слишком тяжелыми и неуклюжими, развивали скорость не более 7 км/ч, но в те суровые дни с этим пришлось мириться. В результате было принято решение об их серийном производстве. Во второй половине сентября сформировали 210-й армейский танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. Юдина, который повел первые НИ в первый бой. В батальоне было 35 танков, в основном самодельных. Особенно они отличились в боях под хутором Дальницким. Однажды, уничтожив противника огнем, НИ ворвались в стан врага, взяли на буксир 24 пушки и доставили трофей...

Памятник боевому трамваю в Одессе, img.allzip.org

Но не только самодельными танками была интересна оборона Одессы. Пожалуй, не менее грозными были... трамваи! На грузовую платформу установили 47-мм морскую пушку. Трамвай с этой пушкой ходил на передний край — в район Пересыпи, Полей орошения и Хаджибейского лимана. Надо сказать, что для тех танков, которыми тогда располагали румыны, эта пушка представляла реальную опасность, поэтому они не могли пробиться в том направлении. А трамвай возил бойцов. Весьма характерно для Одессы: на оборону ехать на трамвае, как на рынок или на работу... Сейчас этот трамвай можно увидеть в музее на бывшей 411-й береговой батарее...

Читать далее в блоге автора — http://nadya-indi.livejournal.com/28003.html

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт