zhavnerovich_

LJ_media 5 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Картина недели: «Великий архитектор» Уильяма Блейка

LiveJournal Media продолжает деконструировать произведения великих художников, избегая искусствоведческих ругательств вроде «деконструировать». В сегодняшнем выпуске почти богохульное полотно британского художника, поэта и мистика Блейка, запечатлевшее ветхозаветного бога-бородача в момент сотворения мира.
— Редактор LJ Media

За последние несколько лет потребители, моды и посетители (ладно, проходители мимо) барбершопов выучили, что борода означает херитейдж, то есть всё древнее и традиционное. Изображённый на картине Блейка бородач — самый что ни на есть тру херитейдж. Он самый старый иудо-христианский бог, он злобный отморозок, а Вечный днями (Вечный денми) — его ветхозаветное имя. Оригинальное название картины загадочного британца звучит как «The Ancient of Days», а о том, откуда в русскоязычной версии появился архитектор, и при чём здесь свобода заниматься сексом до брака и не любить Королеву — ниже.

«Великий архитектор», версия LJ Media

Почему вам будет легко понять Блейка?

— Картина написана в конце XVIII века и выглядит при этом страшно современно: это и символизм и сюрреализм одновременно. Примечательно, что манеру Блейка и его персонажей неосознанно копируют авторы в пору ученичества: выставки любой детской художественной школы содержат похожие работы, будто в ДНК современного художника обязательно заложена эмбриональная стадия «Блейк», это как временные жабры у человеческого зародыша.

— Что известно о мужике в круге? Православие уточняет, что, несмотря на установленное триединство, под Ветхим днями может подразумеваться исключительно Бог Отец, но никак не Иисус Христос, и вообще не будем об этом. То есть на картине Блейка мы имеем дело с древней сущностью, которую каббала чтит куда больше, чем христианство.

— Закон, порядок, мораль, религия и вера как стопор свободы духа — любимая тема Блейка, который был сторонникам креационизма, но позволял себе горевать по ограниченным возможностям. Под излюбленную тематику он и перепридумал Ветхого днями, благодаря фигуре которого картину (а не только её анимированную версию от LiveJournal Media), можно считать богохульной.

«Ветхий днями» копия Блейка, законченная им в 1827 году за несколько дней до смерти. Оригинал был написан в 1794 году.

И что же такого здесь зашифровано?

Солнечный круг и тьма вокруг

Темноту Блейк представлял миром освобождённого духа и сознания, незамутнённого привнесённой социальной и религиозными мутью. А солнце, из которого вылезает Ветхий, — это тупой ограниченный круг. Нехороший круг, злой.

Зато он радует не только нормальных, не таких как Блейк, адептов креационизма, но и сторонников палеовизита. Уж больно лучи похожи на те, что окружали летательные аппараты якобы доисторических астронавтов. Ещё солярные дуги вокруг Бородача, конечно, понравятся язычникам. Которые скажут: «Агааа! Ну куда ж без нас в вашем так называемом монотеизме!»

Седина и злобная физиономия

Как было сказано выше, Блейк сочинил собственного ретробога специально для своей мифологии, которая раскрывается во многих его поэтических произведениях. Этому Ветхому Бородачу художник даёт имя Уризен (от слова reason — разум). Почитать о блейковской версии мироустройства можно здесь. Согласно мифологии Блейка Уризен — это тот самый ограничитель человеческого разума, благодаря которому масштаб наших возможностей, и наших страданий ограничен скудными возможностями сознания. Он формалист, лицемерно исповедующий смирение и поощряющий насилие и отвечающий за возникновение всепоглощающего чувства вины, с которым сражается современная психотерапия. Короче, тиран и космической величины сволочь. По Блейку, Иисус является затем, чтобы исцелить синяки и ссадины, полученные человечеством от старого всемогущего Уризена.

Циркуль-бластер

Орудие труда Уризена — мегациркуль, которым тот разграничивает пространство, время, творит божественный закон, регламентирует объём наших мозгов и всю скорбную человеческую долю. Именно из-за циркуля-бластера к «Вечный днями» прилипло название «Великий архитектор», которое, как теперь ясно, звучит чересчур почтительно по отношению к изображённому персонажу, и излишне комплиментарно к его миссии.

Леворукость

Ветхий днями, вернее его аватар Уризен, создает мир левой рукой, а не правой. Это отличие малодушно подчёркивает разницу блейковской фантазии от правильного ветхозаветного Яхве. Поэт и художник всё же побаивался обвинений в ереси. Ну или собственный персонаж и мифология были ему дороже и казались интереснее классической.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

«Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию