Категории:

«Кажется, с нашими кораблями что-то не так»: победное поражение англосаксов

100 лет назад, 31 мая — 1 июня 1916 года у берегов датского полуострова Ютландия произошло крупнейшее морское сражение Первой мировой войны, в котором сошлись германский и британский флоты. Тактически прирождённые моряки-англичане потерпели поражение от немцев, но стратегически германцы и не смогли развить инициативу: их флот больше не выходил в море до конца войны.
— Редактор LJ Media

Время больших сражений

В конце мая — начале июня 1916 года сражения Первой мировой достигли одного из своих самых кровавых пиков. На Западном фронте продолжала крутить острые ножи «Верденская мясорубка», на Кавказе русская армия успешно отбивала контратаки турок и готовилась к дальнейшему продвижению вглубь Османской империи — уже на Эрзинджан. «Разогретые» британскими агентами арабы Мекки точили сабли, готовясь к неожиданному для турок восстанию в святом городе, наконец, на Восточном фронте в обстановке строжайшей секретности Брусилов готовил свой кровавый и триумфальный прорыв. Крупнейшее за всю войну сражение произошло и на море, у берегов Ютландии. «По очкам», т.е. по масштабу потерь, в нём над «морскими» англичанами неожиданно одержали победу «сухопутные» немцы. Но смертельного удара огромному британскому флоту так и не нанесли и вернулись «зализывать раны» в родные порты. «Зализывали» долго, не решаясь выйти в море большим надводным флотом до самого конца войны — «пиратствовали» только своими знаменитыми подводными лодками. А в конце войны именно на простаивавших немецких кораблях с озверевшими матросами вспыхнуло восстание, быстро переросшее в революцию по всей стране. Она и положила конец всей старой-недоброй кайзеровской Германской империи.

nosikot
Крупнейшее артиллерийское морское сражение новейшего времени — Ютландское. Английские линейные и броненосные крейсера бодро взрывались и горели (кстати, аналогично поврежденный нашим огнем «Фудзи», построенный в Англии, при Цусиме, не взорвался, сволочь!), но германский флот победы не добился...

Жаль, немцы «Лютцова» не дотащили! Кроме него, из тяжелых, германцы потеряли броненосец времён русско-японской войны. Раньше нужно было англичан топить — в конце 1914 — начале 1915 годов, тогда был реальный шанс, а в середине 1916 года было уже поздно. Да, немцы потеряли в сражении ещё легкий крейсер «Эльбинг» — строившийся для русского флота как «Адмирал Невельский» и конфискованный с началом войны.

Во время Ютландского сражения. Картина Клауса Бергена

Германские корабли ремонтировались дольше британских, а те просто прекратили выходить в море, потом к ним ещё присоединились американские эскадры и у германцев вообще не стало шансов — в итоге, по условиям перемирия, 2-й в мире флот униженно перешел под британским контролем в Скапа-Флоу (вместе с подлодками — основной угрозой англосаксам), где фаталистически и самозатопился... Ещё один пример неудачи континентальных держав на море.

Читать далее в блоге автора

«Сражение у Скагеррака»

Так Ютландское сражение, в котором приняли участие более 240 кораблей всех классов — от линкоров до миноносцев, называют в германоязычной литературе. В общем-то особой разницы нет: Ютландия — полуостров, а Скагеррак — пролив у его берегов. Но почему оно произошло именно в этом месте?

Согласно замыслу командующего германским Флотом Открытого моря адмирала Рейнхарда Шеера, планировалось выманить из баз в море и попытаться уничтожить значительную часть британского флота. Это позволило бы снять фактическую блокаду берегов Германии, от которой страдали не только военные, но и мирное население: Германия не могла продавать в далёкие нейтральные страны (например, американские) свои товары (а даже в США тогда огромным спросом пользовались лучшие в мире немецкие синтетические красители) и взамен экспортировать оттуда продовольствие. Продуктов же катастрофически не хватало: хлеб наполовину состоял из опилок, среди овощей преобладала малоаппетитная брюква, знаменитые немецкие колбасы с сосисками превратились в воспоминание. В зимние холода от недоедания погибали сотни тысяч ослабленных стариков, женщин и детей. И даже на фронте многие успехи германского оружия заканчивались банальным образом: разбив, к примеру, французов или итальянцев немцы попадали в их тылы и натыкались там на склады с едой... И... Надолго застревали на этих складах. Тем временем французы-итальянцы успевали перегруппироваться и заткнуть «дырку» во фронте, успех операции сводился к нулю.

Чтобы разбить британский флот, предполагалось вначале разведывательная группе под командованием адмирала Франца Хиппера произвести обстрел побережья Британии и выманить основные эскадры британского флота на ударную группу флота германского. В операции участвовали дирижабли (они должны были провести разведку и точно установить, что основные силы британского флота находятся на своих базах) и подлодки (они, в свою очередь, должны были установить мины перед английскими портами и атаковать английские корабли в момент выхода в море). Но в первую часть плана вмешалась природа — поднявшийся сильный ветер не дал задействовать цеппелины, а командиры большинства подводных лодок запутались из-за переносов даты начала операции. У англичан же разведка работала превосходно и они заранее знали о планах германского Флота и почти всех его маневрах.

Во время Ютландского сражения. Картина Ken Sehres

Командующий британским флотом Джон Джеллико сделал ставку на артиллерию. Он рассчитывал, что вышедшие вперед британские крейсеры заманят уже немцев под огонь основного флота: линкоры начнут артиллерийскую дуэль в сомкнутом строю, а тут у англичан из-за численного превосходства должно было быть преимущество. В итоге примерно так и получилось, но только результат сражения оказался не совсем тот, на который надеялся британский адмирал...

Обе стороны заявили о своей победе: по общему тоннажу потопленных кораблей потери англичан почти в два раза превышали потери германцев. Британский флот потерял три линейных крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных миноносцев. Потери германцев составили один линейный крейсер, один броненосец, четыре легких крейсера и пять эскадренных миноносцев. Англичане потеряли 6784 человек убитыми и попавшими в плен против 3039 убитых немцев. Для привыкших всех громить на море англичан это стало настоящим шоком — ещё в разгар сражения Джеллико произнес: «Кажется, с нашими чёртовыми кораблями сегодня что-то не так». Но с другой стороны, англичанам удалось предотвратить прорыв блокады Германии, они сохранили за собой господство на море и немцы осознали что «профукали» последний шанс. Они были вынуждены отказаться от дальнейших активных действий до конца войны. Флот, на строительство которого ушли тысячи тонн лучших сортов стали и многие миллионы марок ржавел на базе в порте Вильгельмсхафен, матросы скучали и постепенно зверели.

shurigin
Из 25 кораблей, погибших в Ютландском сражении, 17 было потоплено артиллерией и 8 торпедным оружием. Результаты использования оружия в бою характеризуются следующими данными.

Английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попало в цель (2,2 %), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,8 %). Германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попаданий (3,3 %) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7 %).

Во время Ютландского сражения. Картина Клауса Бергена

В таких сражениях кочегары были фактически смертниками. Работающие глубоко во чреве своих плавучих монстров, ниже ватерлинии, у огромных угольных печей, имея над головой добрый десяток этажей палуб, броневых плит, «по боевому» наглухо задраенных переборок и люков, они могли только догадываться о ходе сражения по тому, как вздрагивал корпус от выстрелов своих орудий и попаданий вражеских снарядов. И, если корабль получал смертельные повреждения и начинал тонуть, шансов выбраться из машинного отделения не было никаких. Взрывающиеся котлы, облака раскалённого пара, горящий уголь из топок, срывающиеся с креплений, крушащие всё на своём пути многотонные механизмы, дым и в конце ледяная морская вода с рёвом затапливающая утонувшую во тьме гигантскую мышеловку с ошпаренными, слепыми, изувеченными людьми. Взрыв артпогребов и почти мгновенное затопление корабля для кочегаров были гуманным концом!

Читать далее в блоге автора

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию