Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Квартал АПаК (Шхунат АПаК), Тель-Авив [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Квартал АПаК (Шхунат АПаК), Тель-Авив [Dec. 13th, 2004|07:16 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]

В прошедшие выходные вместе с экскурсией побывал в тель-авивском квартале АПаК (на иврите - шхунат АПаК).
Давно слышал об этом месте в городе, но даже не знал, где оно находится. Видел только снимки в книгах.
Надо сказать, что если бы не эта экскурсия, я бы вряд ли там оказался - мимо входа в небольшой переулок, в глубине которого находится квартал, можно проходить каждый день, и ничего не заметить. Очень уж всё изменилось за 80 лет.


Квартал АПаК. Переулок ШеФеР, Тель-Авив.



Квартал АПаК. Автор проекта - инженер И.Тышлер (1921).
Открытка первой половины 20-х гг.


Тогда этот район, состоявший из 14 одноэтажных строений, назывался кварталом клерков. Сейчас его называют либо квартал клерков АПаК ("шхунат пкидей АПаК"), либо просто квартал АПаК.

АПаК - это калька с английского A.P.C., Anglo-Palestine Company.
Англо-Палестинская компания была основана в 1902 году в Лондоне и приняла активное участие в освоение Эрец-Исраэль, ссужая еврейских поселенцев на выходных условиях. В 1931 году была переименована в Англо-Палестинский банк, с 1951 года - банк Леуми.

Земля к северо-западу от гимназии "Герцлия" была куплена банком ещё в 1913 году, но начавшая Первая мировая война прервала освоение участка.
В 1921 году квартал, предназначавшийся для высшего руководства банка, был построен.
Жильцами квартала были очень обеспеченные люди. В домах были туалеты и ванные, отделанные керамикой - невиданная по тем временам роскошь.

При рассмотрении открытки первыми в глаза бросаются зубчики на крышах домов, которые напомнили мне знаменитый дом арабской семьи Джелат в Иерусалиме, построенный, правда, несколько позже.


Дом семьи Джелат (1926). ул. Алькалай, дом 8. Иерусалим.


Сходство неслучайное - это было время, когда еврейские архитекторы ещё не нашли свой стиль и часто применяли арабские элементы и орнаменты в своих постройках.
Зубцы на крышах в данном случае, по-видимому, были также призваны создать ощущение защищенности от внешнего мира, ведь квартал располагался отдельно от других построек в городе (см. черно-белый снимок ниже).

На моей памяти это единственный пример в Тель-Авиве 10-20-х годов, когда несколько домов были построены по одному проекту. Такой подход становится распространенным только в 30-е годы, с появлением общежитий ("маонот овдим"), раскинувшихся на несколько кварталов.

Первоначально все дома квартала были одноэтажными, но уже в середине 20-х годов к некоторым из них надстраивается второй этаж, правда, в том же стиле.
В последующие годы часть построек была снесена, а некоторые сильно изуродованы. К настоящему времени хорошо сохранились четыре постройки.
Забор, окружавший квартал со стороны улицы и в виде буквы "омега" образовывавший внутри его небольшую круглую площадь, был разобран.


Небольшая площадь внутри квартала.


Каким был забор в 20-е годы, хорошо видно на следующем снимке. Как и репродукция открытки, этот снимок взят из 1-го тома "Истории Тель-Авива".


Тель-Авив, 20-е гг. Снимок с воздуха, в направлении моря.
Слева направо - ул. Нахалат Биньямин, снизу наверх в левой части снимка - ул. Грузенберг.
Кругом обведена территория квартала руководства Англо-Палестинской Компании (АПаК).


Если у кого-то вдруг возникнет желание увидеть воочию, что же осталось от квартала АПаК, следует пройтись от перекрестка Нахалат Биньямин и Грузенберг по улице ШеФеР. Отходящий от неё одноименный переулок ШеФеР находится между улицами Могилевер и Тавор. По ним и ориентирутесь - сам переулок с улицы едва заметен.
Карта на иврите от сайта http://www.emap.co.il прилагается.

Намерено использую заглавные Ф и Р: ШеФеР - это аббревиатура от Шауль Пинхас Рабинович, еврейского писателя конца XIX - начала XX вв.


Кольбо Шалом - он везде.
На переднем плане - один из хорошо сохранившихся корпусов квартала.





Рейтинг: 1 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]shousha
2004-12-13 09:27 am (UTC)

(Link)

Откуда ты в сеть выходишь только? :-)
Сказал же, что на курсах? :-)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 09:28 am (UTC)

(Link)

В такое время я уже дома :-)))
[User Picture]From: [info]shaon
2004-12-13 09:49 am (UTC)

(Link)

Интересно прикинуть во времени и пространстве, как тель-авивские
престижные кварталы постепенно смещались от АПаК к Рамат-Авиву
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:05 am (UTC)

(Link)

Первым престижным кварталом была сама Ахузат-Баит, с которой начался Тель-Авив. В ней жили обеспеченные семьи, которые могли позволить себе занять средства - кстати, у того самого АПаКа - на строительство дома.
Где-то в конце 20-х-начале 30-х элитарным считался район улиц Идельсон и Бялик (дом Бялика, дом Рубина и др.)

Историю Тель-Авива 50-60-х годов я почти не знаю, книг по этой теме очень не много. С нетерпением жду выхода в свет 2 и 3-го томов "Истории Тель-Авива", посвященные этому периоду.

Что касается Рамат-Авива, то этот район начал интенсивно застраиваться в начале 70-х годов, и был совсем не популярным среди жителей городов. Это же было за 39 земель, за Ярконом!
Квартиры в нём покупали молодые семьи, у которых не было средств на покупку жилья в центре Тель-Авива. 3-х комнатная квартира в Рамат-Авиве в году 71-ом стоила порядка 25-30 тыс. долларов.
Но ситуация быстро изменилась :-)
[User Picture]From: [info]korovka
2004-12-13 09:50 am (UTC)

(Link)

Кажется что дома сейчас стоят ближе к проходу. Даже сохранившийся дом на первой фотографии справа. От первоначального ощущения пространства не осталось и следа.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:11 am (UTC)

(Link)

Хорошо сохранившийся дом, который приведен на одном из снимков, находится внутри квартала, по периметру внутренней площади.
К тому же, мне кажется, что дорожка на старом снимке ненамного, но всё же более узкая, чем современная.
Возможно также, что исчезновение пространства чисто зрительное из-за надстроенных этажей.
[User Picture]From: [info]ya_tanechka
2004-12-13 09:50 am (UTC)

(Link)

Во-первых, безумно интересно. Как у тебя времени хватает на все эти экскурсии, просто преклоняюсь. 100 раз там ходила, а ничего не знала.
Во-вторых, можно полюбопытствовать, что за курсы?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:16 am (UTC)

(Link)

Времени у меня как раз ни на что не хватает...

Это не курсы, а экскурсии :-) Кто хочет, приходит, и в следующий раз приходить не обязан. Оплата на месте, запись не нужна.
Вот отсканированный список экскурсий на декабрь:
http://img.lj.com.ua/yozhik/tel_aviv_list.jpg
From: [info]tanager
2004-12-13 09:57 am (UTC)

(Link)

интересно - почему твои рассказы всегда настолько лучше действительности? Наверное, потому, что ты смотришь на детали. Молодчина.
Большое спасибо - прекрасная тема для понедельника.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:20 am (UTC)

(Link)

Да, когда знаешь подробности, многие совсем казалось бы неинтересные строения смотрятся по-другому.
А можно смотреть на это по-другому: вот странный, тащится от какой-то ерунды. И они будут в чём-то правы :-)
[User Picture]From: [info]kronz
2004-12-13 10:13 am (UTC)

(Link)

Спасибо! Очень интересно.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:23 am (UTC)

(Link)

Cпасибо и тебе за то, что читаешь мой журнал.
[User Picture]From: [info]asnat
2004-12-13 10:47 am (UTC)

(Link)

Спасибо. Я совсем-совсем не врубаюсь в ТА, плохо его знаю и до последнего времени не любила, как и положено жителю (ну, частому посетителю) Иерусалима :) А тут такое.
Опечатки:
единый пример (единственный?)
В последующие годы построек была снесена (часть..)
сотри, если хочешь
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 10:51 am (UTC)

(Link)

Конечно, опечатки. Не могу заставить себя отложить публикацию поста хотя бы на пару часов, чтобы спокойно всё ещё раз прочесть и исправить ошибки и пропуски.
Стирать не буду :-)
Спасибо.
[User Picture]From: [info]ein_gedi
2004-12-13 11:04 am (UTC)

(Link)

Спасибо! Замечательно (как всегда)! А разбе улица Могалевер, а не Могиливер?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 11:10 am (UTC)

(Link)

Шмуэль Могилевер (1824-1898), польский раввин, один из основателей религиозного сионизма.
[User Picture]From: [info]rogit
2004-12-13 12:11 pm (UTC)

(Link)

Спасибо! Как всегда жутко интересно!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-12-13 08:34 pm (UTC)

(Link)

Жутко?
А мне вот однажды попалась реклама экскурсии "Тайны парка Меир" :-)
Этот парк на Кинг Джордж в Тель-Авиве печально известен несколькими убийствами, произошедшими там в 30-е годы и, насколько мне известно, нераскрытыми.
На экскурсию я не пошёл :-)
[User Picture]From: [info]pionervojataja
2004-12-13 04:18 pm (UTC)

(Link)

Спасибо большое:-)

А в этих районах - я их очень люблю - куда не пойдешь, всюду хочется ... даже не знаю, как сказать :-) - просто идти медленно-медленно, разглядывать домики, и пытаться проникнуть как-то через атмосферу, которая их окружает - очень явственно - в их историю :-)
Я вообще эти районы очень люблю :-)
[User Picture]From: [info]guy_gomel
2004-12-14 02:42 am (UTC)

(Link)

Тель-Авив в 20- годы выглядит, прямо скажем, деревней Крюково )
[User Picture]From: [info]kma_shunra
2004-12-15 11:06 am (UTC)

(Link)

Как всегда = ЗДОРОВО! (И, кстати, прошлы постинг - про кинотеатр "Эден" тоже).
Спасибо огромное.

А мы таки добрались до Хеврона. Только у меня не хватает терпения и времени создавать вот такие виртуальные экскурсии :(((. Поэтому пишу "дневники лентяя наблюдений".


[User Picture]From: [info]koryana
2004-12-15 11:36 am (UTC)

(Link)

21 год- красота!
Добавлю-ка я такого интересного ежика во френды, а-то, как всегда, читаю задним числом:)
From: svetulya
2004-12-19 12:20 pm (UTC)

(Link)

Ёжик - путешествинник. Будет что вспомнить.
(no subject) - svetulya Expand
From: weilburg
2005-01-08 09:07 pm (UTC)

(Link)

Очень интересно было.
Спасибо!