Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Бейт Лехем ха-Гелилит [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бейт Лехем ха-Гелилит [Sep. 22nd, 2004|02:09 am]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]
[mood |переводим часы]

10. Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида;
11. предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом;
12. от Сарида идет назад к восточной стороне, к востоку солнца, до предела Кислоф-Фавора; отсюда идет к Даврафу и восходит к Иафие;
13. отсюда проходит к востоку в Геф-Хефер, в Итту-Кацин, и идет к Риммону, Мифоару и Нее;
14. и поворачивает предел от севера к Ханнафону и оканчивается долиною Ифтах-Ел;
15. далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами.
16. Вот удел сынов Завулоновых, по их племенам; вот города и села их.



Речь идёт не о Бейт-Лехеме (русский вариант - Вифлеем), родине Иисуса Христа, который находится к югу от Иерусалима, и, думаю, знаком всем читателям, а о небольшом посёлке, затерявшемся в холмах, нависающих над Изреэльской долиной, недалеко от шоссе, связывающего Хайфу и Назарет.
Чтобы избежать путаницы, при образовании Израиля ему было дано название Бейт-Лехем ха-Гелилит - Бейт-Лехем Галилейский.

Ещё во время Талмуда здесь находился еврейский город, его сменила арабская деревушка Бет-Лахем. А в начале ХХ века здесь поселились темплеры - представители крайнего религиозного течения в Германии.
О темплерах я уже подробно рассказывал, и тем, кто слышит это название впервые, предлагаю сначала ознакомиться с предыдущими постами:

- Кто такие темплеры
- Немецкая колония в Иерусалиме
- Сарона



Немецкая колония в Бейт-Лехеме была основана в 1906 году, когда группа молодых темплеров, возвратившихся после обязательной службы в немецкой армии, решила отделиться от родного поселения в Хайфе и начать заниматься сельским хозяйством.
На юге - поселения темплеров делились на северные и южные - сельскохозяйственное поселение уже было (Сарона), начиналось освоение второго (Вильгельма).
С опозданием на более чем 30 лет (Сарона была основана в 1871 году) такое поселение было основано и на севере.
Было решено приобрести землю полуразрушенной и погрязшей в долгах арабской деревушки, принадлежавшей семейству Сарсук, на относительно небольшом расстоянии от Хайфы; у темплеров уже тогда были дилижансы, и поездки между поселениями не занимали много времени.
Безусловно, важную роль в принятии решения сыграло то, что вблизи посёлка были обнаружены развалины еврейского города, упоминающегося в Ветхом завете (см. выше).


Центральная улица Бейт-Лехем ха-Гелилит


Планирование Бейт-Лехема было поручено доктору Готтлибу Шумахеру из Хайфы, представителю известной семьи темплеров, выходцев из США. Как и в других новых поселениях, участки были расчерчены вдоль двух главных улиц, пересекавшихся под прямым углом. Только главная улица оказалась значительно длинней второй - 770 и 200 метров соответственно.
Поскольку с северной стороны главной улицы были расположены участки с намного меньшей площадью, чем с южной, домов там оказалось значительно больше, и располагались они близко друг к другу, что и определило характер поселения - это был посёлок, практически вся активность в котором была сосредоточена на одной стороне длинной улицы. Такое необычное для современных населённых пунктов распределение сохранилось до наших дней.
Арабские дома и кладбище тронуты не были и примыкали к посёлку с востока.

Официальная церемония закладки нового поселения прошла 15 сентября 1906 года в присутствии 250 человек, съехавшихся со всех темплерских поселений.

Турецкое правительство с подозрением отнеслось к планам темплеров поселиться вблизи стратегически важной железной дороги (т.н. дорога Хеджаз), и им в течение долгого времени не удалось получить подтвержение сделки о покупке этих земель. Этим и объясняется небольшое количество жителей Бейт-Лехема и основанного на год позже Вальдхайма (о нём я расскажу в следующий раз): в 1909 году в 16 домах посёлка жило всего 25 человек.

Из-за нехватки средств сначала были построены временные жилища, примыкавшие к конюшням и коровникам. Зачастую строительство постоянного дома отодвигалось на много лет.

Уже в первую зиму начала свирепствовать малярия. Однако, со времени основания первых поселений медицина шагнула вперёд, да и у самих темплеров был накоплен большой опыт борьбы с этой болезнью, и её распространение удалось быстро погасить.
Тогда же, зимой 1907 года, были засеяны поля в посёлке. Обработка земли в этих местах оказалось особенно тяжелой, пришлось заказывать технику из Германии.

В 1908 году темплерами было проложена дорога к шоссе Хайфа-Назарет: современная дорога от перекрёстка Алоним к посёлку почти полностью проходит по этому маршруту. Для жителей Бейт-Лехема и близлежащего Вальдхайма было очень важно установить удобное транспортное сообщение с Хайфой, т.к. именно этот город должен был стать основным рынком их товаров - в основном, мясных и молочных продуктов.
Поставки молока начались уже в 1913 году и достигли пика в середине 20-х годов, когда население еврейской Хайфы начало резко увеличиваться.


Общий вид посёлка. Снимок 20-х гг.


Первая мировая война практически не коснулась этих мест. К тому же, в отличие от южных посёлков "северные" темплеры не были сосланы в ссылку в Египет, что позволило наращивать объёмы производства.
В 1925 году население Бейт-Лехема составляло 98 человек, живших в 18 зданиях. Это был самый маленький посёлок темплеров (крохотная, но самостоятельная Вальгалла всё же обычно считалась частью поселения в Яффо).
Большинство семей - 17 из 21 - были фермерами; в посёлке также проживали семьи двух торговцев и двух учителей.

Самым заметным зданием в поселке был, конечно же, народный дом (на иврите - Бейт ха-Ам), в котором проходили все значительные события.
Уже в наше время к зданию была пристроена небольшая пристройка, хороший пример того, как можно сочетать старое и новое в строительстве. Сейчас в пристройке находится библиотека.


Бейт ха-Ам (Народный дом). 1917 год.



Он же. 2004 год.


Рядом с народным домом возвышается водонапорная башня, уникальная тем, что на её вершине установлен небольшой колокол, звонивший обычно по воскресеньям перед совместной молитвой. Церкви, как и в других поселениях темплеров, в Бейт-Лехеме не было.
Во дворе народного дома находится небольшое здание, в котором жили черкесы, сторожившие посёлок. Сейчас оно используется под синагогу.


Водонапорная башня.
Обратите внимание на колокол.



Дома в посёлке очень простые. Многие из них сочетают основную постройку начала ХХ века и более поздние пристройки. Обычно надстраивались этажи (кладка верхних этажей при этом отличается от нижних). Часто пристраивались наружные лестницы и балконы, как на снимке ниже.



До начала 30-х годов жители Бейт-Лехема и Вальдхайма, двух немецких посёлков, находящихся на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга, хотя и находились в дружеских отношениях, в силу религиозных различий старались в общественной жизни быть самостоятельными - так, у каждого поселения были свои школы, детские сады. Но в 1933 году перед лицом еврейского бойкота всё это отступило на задний план и поселения начали объединяться на основе идей национал-социалистической партии: в посёлках была создана единая нацисткая организация, был и свой Гитлерюгенд.
Вообще, среди немецких поселений поселений в Палестине, именно в Бейт-Лехеме и Вальдхайме был самый высокий процент членов нацистской партии - сказывался фермерский характер поселений (фермеры были одной из основных сил, поддерживавших Гитлера).


Из архива семьи Блайх.


В 1939 году в посёлке проживало 100 человек.
Как и в других поселениях темплеров, с началом Второй мировой войны англичанами в Бейт-Лехеме был организован лагерь; жители посёлка потеряли свободу передвижения.
В 1948 году после трагических событий в Вальдхайме жители Бейт-Лехема не стали искушать судьбу и почти в полном составе уехали из посёлка. После нескольких лет ожидания на Кипре, все они оказались в Австралии.
В начале 70-х гг. прах могил с кладбища темплеров в посёлке был перенесён на кладбище в Хайфу. С тех пор о темплерах в Бейт-Лехеме напоминают только дома и неуловимый дух иностранного присутствия в посёлке.


Из архива семьи Блайх.



Дом семьи Блайх в наши дни.


После ухода темплеров Бейт-Лехем, получивший в 1948 году приставку ха-Гелилит, был заселён еврейскими переселенцами.
Мне трудно судить, каким был посёлок до начала 90-х годов, но сейчас он заметно отличается от других тем, что здесь действует много ресторанов (на данный момент - 7) и магазинов, владельцами которых являются его же жители. Вкупе с необычной атмосферой и удачным месторасположением это привлекает иногородних - в выходные дни здесь много народу.

В самом конце посёлка находится дом Коби Флейшмана, на первом этаже которого его владельцем организован небольшой музей. По большому счёту, интерес представляет только первая комната, в которой вывешены фотографии поселения в 20-30-е гг., а также карта с указанием фамилий всех владельцев участков в посёлке в те времена.
В дальней комнате представлены предметы быта уже израильского периода - по-видимому, начала 50-х гг.
Центр открыт в пятницу и субботу, но лучше уточнить это заранее. Его сайт: http://www.bagalil.co.il
Как выяснилось, открыт от только по субботам, да и то не всегда. Обязательно уточните заранее по телефону, приведенному на сайте!

Можно также заказать экскурсию по посёлку, но на меня она не произвела впечатления. Единственное, что заинтересовало - нацистский флаг со свастикой и надписью "Бейт-Лехем - Вальдхайм", который, думаю, можно попросить продемонстрировать и в музее.


Коби Флейшман с нацистским флагом на фоне своего дома.
Снимок любезно предоставлен Долей.


Ниже приводится фрагмент карты Изреельской долины. Тем, кто едет из Тель-Авива, нужно следовать через Иокнеам, выезд из которого находится в правой части карты снизу.
От перекрёстка Алоним до Бейт-Лехема ха-Гелилит - около 5 километров.


Полностью карту можно посмотреть здесь.


Ещё несколько ссылок:
http://bl.newsnet.co.il/Front/NewsNet/newspaper.asp
http://www.ynet.co.il/articles/1,7340,L-2162577,00.html

*********************

Считаю необходимым выразить благодарность израильской профсоюзной организации и её руководителю Амиру Перецу лично за оказанное ими содействие. Без организованного по их инициативе перерыва в моём рабочем графике написание данного поста в столь краткие сроки не представлялось возможным.


Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]thru_the_night
2004-09-21 06:23 pm (UTC)

(Link)

Спасибо.
Более оптимистично, чем предыдущие главы о темплерах (по крайней мере что-то уцелело - дело конечно не в темплерах, а в общем отношении к старине)
Да, благодарность тоже к месту: хоть кто-то ценит усилия этого... эээ... борца за счастье трудящихся.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-21 06:29 pm (UTC)

(Link)

:-)
Да, забастовка оказалась очень кстати.
[User Picture]From: [info]ein_gedi
2004-09-21 10:40 pm (UTC)

(Link)

Kak vsegda - zamechatel'no! Spasibo!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 10:11 pm (UTC)

(Link)

Для меня очень важно, что кому-то нужно то, что я пишу. Спасибо.
[User Picture]From: [info]ninka
2004-09-22 01:17 am (UTC)

(Link)

Мур-мур-мур.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 10:11 pm (UTC)

(Link)

Обрати внимание на следующий пост.
Теперь можете заново планировать поездку на Север :-)
[User Picture]From: [info]korovka
2004-09-22 01:30 am (UTC)

(Link)

Спасибо. Отлично! И старые фотографии интересные.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 10:13 pm (UTC)

(Link)

Кстати, о старых фотографиях. Я теперь очень осторожно подхожу к датам съёмки.
Например, на одном из снимков было указано, что сделан он в 1915 году, а дерево рядом с изображенным на нём зданием почти такого же роста (высокое), как сейчас!
[User Picture]From: [info]korovka
2004-09-23 03:04 pm (UTC)

(Link)

Вот это наблюдательность! Хотя высота дерева сама по себе не говорит о его возрасте. Нужно смотреть какой у него ствол, кора. Правда, тут ты наверное прав, трудно поверить что дерево меньше чем за 10 лет достигло своей максимальной высоты.
[User Picture]From: [info]_kir
2004-09-22 02:37 am (UTC)

Спасибо, Ёжик!

(Link)

Очень интересно.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 10:14 pm (UTC)

Re: Спасибо, Ёжик!

(Link)

Спасибо и тебе за то, что читаешь!
[User Picture]From: [info]_kir
2004-10-01 02:19 am (UTC)

Re: Спасибо, Ёжик!

(Link)

Заехали в Алоней-Аба и в Бейт-Лехем hа-Глилит.
Очень красиво и интересно.
Музей работает только в субботу.

В Бейт hа-Ам весь Суккот - выставка работ художника Роберта Розенберга.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-10-08 11:30 pm (UTC)

Re: Спасибо, Ёжик!

(Link)

Очень рад, что мои заметки подвигли вас на поездку.
Дни работы музея я узнал на его сайте (сам был там как раз в субботу). Сейчас исправлю.
Извини, что так получилось.
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-09-22 03:30 am (UTC)

(Link)

Как же у вас там тепло и красиво!!!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 05:39 am (UTC)

(Link)

Да, на холод нам грех жаловаться. +30, и так будет до конца октября.
Впрочем, завтра я уезжаю в Петербург, иду на Зенит-Амкар :-)
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-09-22 11:46 am (UTC)

(Link)

Везет!
А я ЦСКА-Локо пропущу из-за командировки :-(
А в Субботу у нас народ едет в Питер на свадьбу босса.
Будут гулять в Екатерининском дворце.
[User Picture]From: [info]zhizhik
2004-09-22 05:31 am (UTC)

(Link)

Спасибо, очень познавательно. Срочно хочу туда ехать.
А куда делось арабское население которое там жило до 1906 года?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 05:42 am (UTC)

(Link)

Деревня была продана. Уже на момент продажи там практически никто не жил.
Если хочешь, можешь поискать остатки арабских строений в самом конце главной улицы. Может, что-то и осталось.
Я постараюсь в ближайшие дни выложить рассказ о соседнем посёлке. Жаль, если ты поедешь в те места прежде, чем он будет опубликован.
[User Picture]From: [info]sylphida
2004-09-22 06:29 am (UTC)

(Link)

Очень интересно и красочно! Спасибо!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 10:14 pm (UTC)

(Link)

Спасибо, спасибо :-)
[User Picture]From: [info]eltok
2004-09-22 01:25 pm (UTC)

(Link)

По поводу: "В 1948 году после трагических событий в Вальдхайме жители Бейт-Лехема не стали искушать судьбу и почти в полном составе уехали из посёлка. После нескольких лет ожидания на Кипре, все они оказались в Австралии" -

В книге "Ми сипурей эрец ахавати" Мордехая Наора (эрец-исраэль 1850-1950) рассказывается о том, что 31го июля 1941 около тысячи немцев, итальянцев и др. в сопровождении 67 нотрим покинули лагерь, находящийся рядом с Бат-Ямом и были вывезены в автобусах до вокзала в Лоде. Командовали, разумеется, англичане. Поездом добрались (через Синай) до египетского Порт-Тауфик на юге Суэцкого канала. Там погрузились на шикарную "Квин Элизабет", которая была призвана для перевозок английских воинских частей. В Сиднее задержанные были переданы местным властям.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-09-22 01:39 pm (UTC)

(Link)

Высылка немцев и темплеров, в частности, осуществлялась в несколько этапов.

В моём вводном посте о темплерах (http://www.livejournal.com/users/yozhik_/64716.html) я вкратце написал о том, что с продвижением немецких войск первой была выслана молодёжь, которую рассматривали как потенциального врага с оружием в руках.
В Палестине остались в основном мужчины преклонного возраста и женщины. В лагерях, организованных в немецких поселениях, были только они.
В Иерусалиме (см. пост http://www.livejournal.com/users/yozhik_/64932.html) темплеры оставались аж до 1950 года.
[User Picture]From: [info]eltok
2004-09-24 08:52 am (UTC)

(Link)

Спасибо, всё это ужасно интересно! :) Я совершенно случайно наткнулся на эту тему, искал информацию о нотрим для своей коллекции. Теперь с удовольствием буду читать Ваш журнал :)
[User Picture]From: [info]mary_ron
2005-03-22 11:22 am (UTC)

(Link)

Мне дали ссылку на этот пост. Замечательно описано. Спасибо большое. Жаль, что я поздно это увидела - на прошлой неделе там гуляли, было бы интереснее смотреть после прочитанного здесь.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-03-22 11:45 am (UTC)

(Link)

Действительно жаль.
У меня в userinfo есть ссылки почти на все мои посты. В следующий раз проверьте перед поездкой ;)
[User Picture]From: [info]mary_ron
2005-03-22 12:11 pm (UTC)

(Link)

теперь уж конечно. Но мы хотим еще раз съездить, так что не все потеряно.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-03-22 12:38 pm (UTC)

(Link)

Обязательно заезжайте в Алоней-Аба!
[User Picture]From: [info]mary_ron
2005-03-22 12:44 pm (UTC)

(Link)

ага, спасибо. Кстати, Если интересно, у меня тоже есть несколько фотографий оттуда: http://www.livejournal.com/users/mary_ron/46271.html?nc=14
[User Picture]From: [info]alexcohn
2006-11-21 01:01 pm (UTC)

пара дополнений

(Link)

Существует концепция, что Иисус родился именно в Галилее. В каком-то смысле это логично - не ломиться из Назарета сотню километров на юг, но спрятаться в ближайшей деревушке. Кстати, и сегодня в галилейском Бет-Лехеме полно коровников, пригодных для мессиерождения.

После изгнания (англичанами) темплеров, там возник еврейский мошав (т.е. сельскохозяйственное направление сохранилось). В подвале дома, соседнего с Флейшманами, проводились собрания Хаганы. В этом доме, куда мы попали по мудрому совету [info]zigmar, замечательная коллекция колокольчиков. Только хозяйка с времен Хаганы постарела, за ней ухаживает филиппинская работница, и не так-то просто упросить их показать дом. А еще недавно там был прекрасный ресторан...
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-11-21 02:15 pm (UTC)

Re: пара дополнений

(Link)

Я в курсе, но подробностей не знал. Спасибо.
Ещё там есть небольшая гостиница - прямо в здании бывшего немецкого свинарника: http://www.bagalil.co.il
[User Picture]From: [info]alexcohn
2006-11-21 03:31 pm (UTC)

Re: пара дополнений

(Link)

мы в этом свинарнике ночевали! Откуда, ты думаешь, у меня такая подробная информация?