Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Талита Куми [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Талита Куми [Aug. 1st, 2004|09:24 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]
[mood |Я шагаю по Кинг Джордж]

Сегодня будет рассказ о здании, которого уже нет.
Иерусалим, пересечение улиц Кинг Джордж и Агрипас. До 1980 г. здесь находилось здание школы для девочек "Талита куми".



"Талита куми" (1868 - 1980). Архитектор - Конрад Шик.
Снимок взят с сайта библиотеки г.Берлина


Строго говоря, следует произносить "Талифа". В иврите это слово пишется с "тет" в начале и "тав" в середине - טליתא, в английском это сохранено - "talitha". В русских переводaх евангелий также используется "Талифа".
Но так сложилось, что в современном русском языке принято говорить "Талита".

Выражение "Талита, куми" - арамейское. Оно упоминается евангелистом Марком в описании одного из чудес Иисуса:

22. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23. и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
...
35. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36. Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань.
42. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати.




Иллюстрация немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794-1872).
Взято с сайта Les Miracles des Christ


Действие происходит в районе Тивериадского озера (озеро Кинерет на севере Израиля), и отношения к Иерусалиму не имеет. Но когда орденом сестёр дьяконисток было решено о создании приюта для девочек-сирот, чтобы подчеркнуть предназначение заведения, ему дали название "Талита куми".

Протестантский орден сестёр диаконисток был основан в 1833 г. в немецком городе Кайзерсверт (Kaiserswerth), около Дюссельдорфа. Название ордена происходит от греческого слова diakonos (слуга); diakonia означает "служба милосердия". Известен тем, что в его госпитале некоторое время работала Флоренс Найтингейл, ставшая символом сестры милосердия.
В Иерусалиме орден действовал с 1851 г.
В 1856 г. был приобретен участок на примерно в километре к западу от Яффских ворот. Место это называлось "холм Готфрида", т.к. по преданию именно здесь был разбит лагерь Готфрида Бульонского перед захватом им Иерусалима во время 1-го крестового похода. После сноса школы от холма почти ничего не осталось, но и сейчас, если идти по Кинг Джордж от ул. Яффо, можно заметить, что улица идёт вверх, а в районе Мигдаль ха-Ир, недалеко от которого находилась школа, вдруг начинается спуск.


Вид на ул. Кинг Джордж со стороны ул. Яффо.


Школа занимала большой участок вдоль Кинг Джордж между ул. Агрипас и Беери (названия современные). Площадь за Мигдаль ха-Ир, известная как "яма Шибера", также принадлежала ей.
Улицы Кинг Джордж тогда ещё не было (она была проложена в начале 20-х гг.), и на её месте проходила немощенная дорога. Главный фасад здания школы был направлен на север, в сторону оживлённой дороги на Яффо.
Европейцы в те времена боялись выходить за пределы городских стен, поэтому строительство основного здания началось только в 1866 году, после получения гарантий безопасности от местных властей.
В 1868 году школа была открыта.


Рисунок, сделанный К.Шиком перед началом строительства здания.


Трёхэтажное здание школы оказало большое влияние на последующие постройки в городе.
Застройка в старом городе было очень скученной, при строительстве в первую очередь в расчёт принималось наличие свободной земли, на которой обычно старались возвести здание с как можно большей полезной площадью. Как образец при освоении территории за пределами городских стен её использовать было бессмысленно, поэтому многие архитекторы, в конце XIX века начавшие строить вне стен старого города, использовали опыт строительства "Талита куми", одно из первых таких зданий.
Например, именно здесь были впервые применены характерные для Иерусалима двойные - одно за другим в ряд - окна (см. рисунок наверху).
Здание возвышалось над окружающей его местностью и с его крыши хорошо обозревался старый город; для этих целей на ней была оборудована обзорная площадка.
Со временем к зданию были пристроены несколько построек, появился внутренний дворик.


Архитектор Конрад Шик (Conrad Schick), 1822-1901
Подробнее здесь.


В здании находилась школа-приют для девочек, впоследствии к ней прибавились детский сад и учебные заведения по подготовке учительниц и религиозных служительниц.
Большинство учениц были из арабских семей, но были и армяне, копты и др. Большая их часть были сиротами и жили при школе; девочкам из обычных семей также разрешалось посещать занятия.
Преподавание велось на немецком и арабском языках, по программе, принятой в протестанских школах в Германии. Несмотря на это, крещение не требовалось, и большинство учениц оставались мусульманками и после окончания школы.
Школа быстро стала престижной, поступить в неё было непросто.


Снимок 1905 г.
Взят с сайта http://www.eretzyisroel.org/~dhershkowitz/


В 1918 г., по-видимому, из-за прекращения поступления средств из объятой войной Германии, школа начала испытывать финансовые затруднения. Еврейские организации города помогали едой и одеждой для девочек.
Вскоре монашенки, как граждане вражеского государства, были депортированы англичанами в Египет, в город Хелуан под Каиром (туда же были сосланы и темплеры, см. мои предыдущие посты).
До 1925 года здание использовалось для нужд британской администрации, потом было возвращено ордену сестёр-дьяконисток. Школа возобновила свою деятельность, которая продолжалась до начала II мировой войны.
Во время войны монашенки вновь были депортированы, на этот раз в лагерь, располагавшийся в поселении темплеров Вильгельма (ныне Бней-Атарот), рядом с Лодом. Здание школы опять заняли англичане.
После возникновения государства Израиль гражданам Германии недвусмысленно было предложено покинуть пределы страны, поэтому школу было решено перенести в город Бейт-Джалла, на территорию, находившуюся тогда под юрисдикцией Иордании. Новой школе было дано название "Малая Талита", а оставленное здание в Иерусалиме с тех пор называлось "Старой Талитой".

В результате договора между Израилем и Германией здание в Иерусалиме перешло в собственность Израиля. Часть помещений были заняты офисами, часть была приспособлена под жильё.
Здесь жили многие представители израильской богемы: писатели Дан Бен-Амоц и Иорам Канюк, певец Натан Зах и другие. В частности, Бен-Амоц упоминает "Талита куми" в своей скандально известной книге "זיונים זה לא הכל" (решил не переводить :-)).

Огромный участок в центре города вызывал аппетит у мэрии города и строительных подрядчиков. Предлагалось много проектов по застройке его новыми зданиями, почти по всем им "Талита Куми" предполагалось снести.
Осуществление выбранного проекта, однако, расстянулось на многие годы из-за проблем с владельцами земли: государству принадлежала лишь часть (хотя и большая) участка. Было решено строить поэтапно: сначала было возведено здание Машбира (архитектор - Элиэзер Бруцкус), затем в 70-е гг. - 23-этажное здание Мигдаль бейт-Мидот (он же Мигдаль ха-Ир, архитектор - Дан Эйтан).


Фрагмент стенда мемориала.
Негатив, оригинал здесь.


В 70-е годы в Иерусалиме начало зарождаться движение, призывавшее к сохранению старых зданий, в т.ч. и "Талита куми". Это были робкие голоса, но правительство города и частные владельцы земель испугались: в случае неполной реализации проекта пришлось бы выплатить большую неустойку.
Старые конфликты утрясли, а на продавливание решения о сносе "Талита куми" были брошены все силы. Буквально через несколько дней после принятия такого решения, крыша и часть стен здания были разрушены: аппелировать к кому-либо уже не имело смысла.


Талита Куми сносят. 1980 г.
На этом снимке хорошо видно, что здание находилось на холме.


Сторонникам сохранения здания удалось добиться создания мемориала, состоящего из трёх сохранившихся частей "Талита куми": фасад на уровне 3-го этажа с надписью, дымовая труба и двойное окно.
Мемориал находится в 50 метрах к юго-востоку от места, где находилась школа; на её месте было выстроено здание "Лев Иерушалаим".


Мемориал "Талита Куми".
ул.Кинг Джордж, Иерусалим.


Источники:
- http://www.talithakumi.org/
- Д.Кроянкер "Архитектура Иерусалима. Еврохристианское строительство за пределами стен [Старого города]"

Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]odinmarik
2004-08-01 01:03 pm (UTC)

(Link)

А я хожу каждый день мимо и всё никак не могу понять где же стояла эта самая школа. Теперь всё ясно. Спасибо.

Кстати, сейчас ведутся серьёзные реставрационные работы этого небоскреба: укрепляют и чистят облицовочные плитки, которые начинают отваливатся. Кроме того, с одной стороны уже закончили и с ещё одной почти закончили перекрашивать внешние перегородки между этажами в кремовый цвет. Так что скоро грязно-коричневые вертикальные полосы окончательно исчезнут.

И ещё раз спасибо за пояснения и иллюстрации :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 01:07 pm (UTC)

(Link)

Я уже давно вычислил, что ты работаешь в тех местах :-)
Может, поможешь мне разобраться, почему площадь у Мигдаль ха-Ир называют "ямой Шибера"?
Был такой арабский строитель и архитектор Шибер, живший в Тальбие. Имеет ли он к этому какое-нибудь отношение?
[User Picture]From: [info]leprechaun
2004-08-01 01:12 pm (UTC)

(Link)

Апропо Тальбие. Мы там пару недель назад на экскурсии (Леколь байт еш шем) были. Все никак не напишу...
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 01:19 pm (UTC)

(Link)

Жду исправлений и дополнений к своему старому посту.
[User Picture]From: [info]leprechaun
2004-08-01 01:23 pm (UTC)

(Link)

Ты слишком много от меня хочешь :)
[User Picture]From: [info]odinmarik
2004-08-01 02:03 pm (UTC)

(Link)

Да, я действительно работаю там совсем рядом. Заходи в гости ;)
А ответить про "бор шибер (шийбер?)"/"кикар менора" ничего дельного не могу. Поспрашиваю знакомых израильтян. Может кто-нибудь подскажет что-нибудь.
Хотя....
אנו מתחילים לרדת, במורד רחוב בן יהודה, לשמאלנו טליתא קומי, שרידיו של בית יתומים עוד מהמאה הקודמת ולימיננו בור שייבר של היום, שנכרה אז למטרה לא ברורה ומעבר לו, בית פרומין, בנין הכנסת דאז
Взято отсюда: http://www.geocities.com/lilith_il101/udi10.htm

Ле-матара ло брура ;)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 07:58 pm (UTC)

(Link)

Я знаком из этим текстом. Действительно, очень ценный источник.
Указание на то, что яма искусственная, уже многое о чём говорит. По-видимому, здесь собирались что-то строить.
Но Шибер мог начать строить только до 1948 года, когда школа и монашенки ещё были здесь. Впрочем, нет - в 1939 г. их интернировали. Догадки, догадки...
From: [info]sova_f
2004-08-01 01:07 pm (UTC)

Ну наконец-то!

(Link)

Для полуграмотных (это я) объяснили.

Я ведь еще когда в повести Д. Рубиной прочла про арку "Тали такуми", стала возмущаться. Потому что откуда-то знала про "Талиту". А народ мне и говорит: "мы сами иерусалимские будем, арку знаем, так и написано на ней: "Тали такуми".

И наконец-то Ежик все объяснил - увлекательно и полезно, как всегда. Спасибо!

А все же интересно, как людям свойственно видеть не то, что написано, а то, что привычно...
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 01:14 pm (UTC)

Re: Ну наконец-то!

(Link)

Про "Тали Такуми" слышу впервые :-)
Наверное, инстинктивно автор пыталась подстроить название под иврит. Тали всё же привычнее Талиты (Талифы).
Часто встречается Талитакуми (слитно). Именно так было написано на здании школы. И это тоже неверно...
А вот в проекте архитектора слово было написано раздельно (см. рисунок в тексте).
Такие вот нюансы...
[User Picture]From: [info]leprechaun
2004-08-01 01:10 pm (UTC)

Как всегда :)

(Link)

А холм [info]gottfridа это круто :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 01:15 pm (UTC)

Re: Как всегда :)

(Link)

Я ему уже рассказывал.
Дай Бог, чтобы у него всё было хорошо...
[User Picture]From: [info]leprechaun
2004-08-01 01:16 pm (UTC)

Re: Как всегда :)

(Link)

Да.
[User Picture]From: [info]meangel
2004-08-01 02:41 pm (UTC)

(Link)

Кажется, у Заха есть стихотворение, которое называется "Талита куми". Начинается так -
טליתא קומי
את בן אדם אינטליגנטי. קומי
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 07:54 pm (UTC)

(Link)

Да, да. Это одна из его песен, вошедшая в сборник "מבחר שירים קטן".
[User Picture]From: [info]leorer
2004-08-01 09:40 pm (UTC)

(Link)

Когда я был в русской православной церкви в Яффо с экскурсией, нам показывали там могилу Талиты. Церковь - часть бывшего монастыря (остатки его построек сохранились вокруг на обширной территории), а причина постройки монастыря на этом месте - могила той самой Талиты.
Кстати, нет ли чего-то про эту церковь и монастырь?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 09:46 pm (UTC)

(Link)

Вы меня опередили :-)
В моих планах рассказать об этой церкви (наш ответ Капитонову :-)) и о могиле Табиты. Тогда и расскажу немножко об истории, связанной с ней.
Могилы Талиты нигде нет. Её судьба неизвестна.
[User Picture]From: [info]leorer
2004-08-01 09:57 pm (UTC)

(Link)

Да, кажется Табита, но в рассказе экскурсовода присутствовала история "Табита, куми". Ошибка? Странно. В любом случае, спасибо и жду расказа.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 10:04 pm (UTC)

(Link)

Экскурсовод всё верно сказал.
Исследователи расходятся во мнениях, связаны ли "Табита, куми" и "Талита, куми", но на мой взгляд, связь очевидна.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 09:50 pm (UTC)

(Link)

Единственный печатный источник, который мне известен - небольшая книжка "Маком ле-шнаим". Это путеводитель для любовных пар :-) 45 шекелей в любом "Стеймацком".
[User Picture]From: [info]zapru
2004-08-01 11:33 pm (UTC)

(Link)

А еще есть украинская музыкальная группа "Таліта кум" :)
А вообще-спасибо за рассказ!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-01 11:40 pm (UTC)

(Link)

Я слышал про эту группу. Надо бы написать им, что они перепутали мальчика с девочкой :-)
А может, они намеренно так?
[User Picture]From: [info]zapru
2004-08-02 12:34 am (UTC)

(Link)

Да уж,unisex...
[User Picture]From: [info]macm
2004-08-02 12:02 am (UTC)

(Link)

А мне вот Веничка Ерофеев вспомился.
Цитирую из "Москва-Петушки":

- Вот-вот! Подошла ко гробу и говорит: "талифа куми". Это,
значит, в переводе с древнежидовского: "тебе говорю - встань и
ходи". И что ж вы думаете? Встал - и пошел. И вот уже три
месяца хожу замутненный...

[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-02 12:08 am (UTC)

(Link)

Знаю, знаю! :-)
Хотел даже привести в качестве примера использования этого выражения в современной литературе, но потом решил, что раз перевод неверный (талита - это имя собственное), то лучше не надо.

Я очень рад, что читатели сами находят такие примеры.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-02 09:12 pm (UTC)

(Link)

Исправляюсь. Талита - это, конечно же, не имя, но обращение к девушке, принятое в арамейском языке.
[User Picture]From: [info]korovka
2004-08-03 07:19 am (UTC)

(Link)

Грустная какая история...
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-03 07:29 am (UTC)

(Link)

В Иерусалиме период с 1950 по 1990 гг. полон таких историй... Сейчас положение начинает улучшаться.
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-08-05 02:16 am (UTC)

СЗОТ

(Link)


Кто-то из твоих друзей-земляков (извини, если ошибаюсь) спрашивал про матч Зенит - Локо
Так вот
он тут
http://zenit.hst.ru/
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-05 11:37 am (UTC)

Re: СЗОТ

(Link)

Искал я :-)
Уже качаю файл 700 Мб! Спасибо!
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-08-05 12:29 pm (UTC)

Re: СЗОТ

(Link)

Велком!
[User Picture]From: [info]asnat
2004-09-28 01:14 am (UTC)

(Link)

В свое время не смогла запостить коммент. Спасибо!!! Мне вообще-то кто-то сказал, что там была церковь, и я так и считала.
[User Picture]From: [info]sunny_all
2006-05-16 08:42 pm (UTC)

(Link)

Спасибо огромное, так интересно читать! Меня всегда интересовала эта арка перед Машбиром, наконец-то я получила внятное об'яснение.
То, что мне раньше доводилось слышать звучало примерно так: "Это фасад какого-то арабского дома, его перевезли (!) в Иерусалим и поставили, потому что красивый."
Если сравнить подлинную историю с народным фольклором, легко можно проследить пути вырастания мифов и легенд из реальности. Отбрасываем точные сведения и "выпариваем" главное по смыслу: "оставили, потому что красиво". :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-05-17 04:46 pm (UTC)

(Link)

Я тоже долгое время был в плену легенд. Захотелось разобраться. А когда все разузнал, поделился со всеми :-)
[User Picture]From: [info]bljakhin_mukher
2006-12-26 01:03 pm (UTC)

(Link)

Большое спасибо. Как всегда очень хорошо написано. И очень кстати для меня: только вчера проходил по Кинг Джордж и впервые обратил на нее внимание. История печальная и как две капли воды похожая на то, что теперь происходит с центром Москвы. :(( А не напишите ли про Лифту? Вообще удивительно, что вы до сих пор обошли ее вниманием. Или я ошибаюсь?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-12-26 02:22 pm (UTC)

(Link)

так вы в Израиле? очень удачное время выбрали. шансов на снег под Новый год здесь побольше :-)

Лифту я почти не знаю.
Но есть небольшая брошюрка. Весьма одиозная, т.к. выпущена обществом "Зохрот". Но там много интересной инфрормации.
могу отсканировать и выслать Вам по почте.