Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Музей Рокфеллера (Rockefeller Museum) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Музей Рокфеллера (Rockefeller Museum) [Apr. 28th, 2004|08:00 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]
[mood | satisfied]

Уже несколько месяцев собирался посетить музей Рокфеллера в Иерусалиме, но никак не получалось туда выбраться. И вот вчера наконец-то съездил.
Если кто не знает, это музей археологии в восточном Иерусалиме. Восточную (арабскую) часть города я совсем не знаю, поэтому на своей машине ехать не рискнул; к тому же меня "информировали" о том, что музей находится на высоком холме (в действительности, холм чуть выше стен старого города), и вариант пешей прогулки тоже отпал.
Доехать до музея можно либо на автобусе (1-ый и 2-ой маршруты), либо на такси (20-25 шекелей из центра города). Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что обратно уехать нельзя: такси там ходят крайне редко, а автобусы принципиально не берут пассажиров, только высаживая их. Но ничего, добрые люди подвезли.




Вынужден разочаровать тех, кого интересуют коллекции музея - в археологии я разбираюсь слабо, большинство экспонатов мне ни о чём не говорили. Правда, вспомнив, о том, что рассказывал [info]oteckabani, нашёл таки череп с шишкой на темени. Действительно впечатляет.
Экспозиция охватывает период от бронзового века до 1700 г. нашей эры и расположена в хронологическом порядке. Немного о ней можно узнать на
http://www.imj.org.il/eng/branches/rockefeller/final/i_and_a.html

Конечно, это не Британский музей и не Кунсткамера, но музей большой. В Израиле точно ничего подобного больше нет (археологическая часть музея Израиля будет поскромнее). Но меня больше интересовали история и здание музея, ведь это одна из главных построек периода британского мандата в Палестине.


Музей Рокфеллера. Архитектор - Остен Гаррисон (1930-1935).


Автор проекта музея - Остен Гаррисон (Austen St.Barbe Harrison, 1891-1976) был главным архитектором британской администрации с 1922 по 1937 гг. Среди его иерусалимских построек: Дом правителя (Армон ха-Нацив), центральный почтамт на ул.Яффо, школа "Омария" в Ган ха-Паамон. Строил он и в других городах подмандатных Палестины и Трансиордании, а также в Англии, Гане, Йемене. Здание музея Рокфеллера Гаррисон считал вершиной своей карьеры.

Англичане очень интересовались историей Эрец Израэль, с началом их правления в конце 10-х гг. раскопки стали проводиться повсеместно, и уже в 1919 г. заговорили о строительстве большого музея, который смог бы стать хранилищем находок археологов. После того, как в середине 20-х годов удалось убедить Джона Д.Рокфеллера (сына) выделить 2 миллиона долларов - сумма по тем временам очень большая - на строительство и обеспечение деятельности будущего музея, идея начала приобретать реальные очертания.
Условием Рокфеллера было то, что это будет музей именно археологии, а не тем, что в Европе и Америке принято называть Nature History Museum (в России такие музеи называются краеведческими).

Местом строительства был выбран холм Керем Аль-Шейх у северо-восточной границы старого города.
Перед Гаррисоном была поставлена задача построить здание, выражающее "уважение и почтение западной культуры перед историей Эрец-Исраэль, более значимой для западных народов, чем какая-либо другая" (перевод мой).
В своём проекте Гаррисон попытался объединить европейские и восточные мотивы, что по мнению архитектора, соответствовало поставленной цели, а также было данью моде (незадолго до этого в городе было возведено ещё одно знаменитое здание - ИМКА, вся композиция которого основана на сочетании мотивов разных культур). Если в целом здание имеет европейский вид - такие крепости строили в Англии в начале XVII века, а в ХХ этот стиль был реанимирован в строительстве госучреждений, например, в здании Би-Би-Си в Лондоне, то многие детали - двери, окна, аркады, внутренний двор - имеют ярковыраженное восточное происхождение.


Макет музея в Мини-Израиле


В южном и северном корпусах, симметричных относительно главного входа, сейчас расположены офисы, лаборатории, хранилища музея, а также управления по делам археологии ("решут ха-атикот"), находящегося там с 1967 года. Музей же расположен в северном корпусе, состоящего из трёх прямоугольных залов, образующих внутренний дворик (см. фотографию макета наверху).
Жалею о том, что не попросил подняться наверх. Не уверен, что это возможно - скорее всего, нет - но попробовать надо было. С площади около музея хорошо просматриваются университет, больница Августа Виктория и Масличная гора.

В ходе работ на холме было найдено древнее кладбище, потребовавшее проведения детальных раскопок, что повлекло за собой задержку строительства. К тому же Рокфеллер потребовал, чтобы здание было сейсмоустойчивым, поэтому оно возводилось долго, с 1930 по 1935 год. Музей был открыт в торжественной обстановке 13 января 1938 года.






А это фотографии, сделанные в одном из двух больших залов. На верхнем снимке хорошо видно, насколько хорошо продумано их освещение - электрический свет днём не требуется. Поскольку музей закрывается самое позднее в три часа дня, думаю, электрическое освещение работает там очень редко, если вообще когда-либо работает.
Поразили светильники (не те, которые на верхнем снимке, а под ссылкой) - я даже спросил сотрудника музея (одного-единственного там...), не современные ли они. Нет, висят с 1935 года!
Пол сделан из пробкового дерева (!), чтобы приглушать звуки от шагов посетитей. Да, англичане строили основательно...

     


Дверные проёмы (снимок слева) и аркады во дворе (справа) выполнены в стиле, распространённом в мусульманских постройках. Двери сделаны из турецкого ореха, и висят 750 кг каждая. Внутри аркад расположены экспонаты.
Отдельный разговор - массивная внешняя дверь с арабскими прямоугольными символами.


Внутренний двор.


Внутренний двор удивительно напоминает Альгамбру в испанской Гранаде.
К сожалению, буквально несколько месяцев назад сломалась система подачи воды и бассейн больше не заполняется.


Во дворе.


Обратите внимание на плитки на боковых стенах. Их 13 (по другой версии - 10, к сожалению, не подсчитал), и каждая изображает один из народов, когда-либо населявших Эрец Исраэль: хананейцы, египтяне, евреи, финикийцы, ассирийцы, персы, вавилоняне, греки, римляне, арабы, крестоносцы, мамалюки, турки. Это работы английского скульптора Эрика Гилла. Он же автор - или как бы сейчас сказали, дизайнер - надписей, сопровождающих посетителей: на английском и арабском или на английском и иврите. Не знаю, из чего и как они сделаны, но сделаны они капитально, на века (смотри самый верхний снимок).
Трудно сказать, почему, но именно эти надписи - то, что мне больше всего запомнилось при посещении музея.
Ещё одна табличка Гилла украшает вход музея и символизирует встречу культур Африки и Азии (именно так).


Ниша для фонтанчика. Автор мозаики - Давид Оганесян.


В конце двора под куполом находится небольшое помещение в типично мусульманском стиле, облицованное армянской мозаикой. Если посмотреть внутрь, видно, что мозаика требует реставрации.
Надо сказать, что из всех виденных мною работ мастеров армянской керамики эта производит самое сильное впечатление. Если у кого-то есть желание, может сходить в собор Св.Андрея рядом с железнодорожным вокзалом, там внутри одной из примыкающих к собору построек есть похожая работа (кажется, того же автора), но на порядок меньшего размера.


Перед окончанием действия Британского мандата, в 1948 года, англичане назначили международный совет попечителей музея, который действовал до 1966 года, когда музей был национализирован иорданским правительством. В 1967 году, после окончания шестидневной войны музей стал филиалом музея Израиля (во время войны здесь шли боевые действия, их следы можно увидеть на стенах здания).

Сейчас положение музея весьма плачевное и, похоже, в Израиле просто не знают, что с ним делать. Местоположение отпугивает потенциальных посетителей, их в музее очень мало, и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. С 1967 года здание ни разу практически не ремонтировалось (был приведён в порядок только один зал), в залах нет кондиционеров, часть экспонатов до сих пор не имеют табличек на иврите. Раньше при музее работал небольшой магазинчик, несколько лет назад он закрылся.
Вообще, во время осмотра экспозиции меня не покидало ощущение обреченности музея, то, что Израиль уже смирился с тем, что музей рано или поздно перейдёт палестинцам.

Официальный сайт
Немножко на русском.
Статья [info]antik'a. Recommended! (только время работы музея здесь указано устаревшее: когда-то музей работал до 17:00 ...).

До недавнего времени вход в музей стоил 26 шекелей, при этом посетители музея Израиля в западном Иерусалиме могли посетить его филиал в восточной части бесплатно в течение месяца.
Несколько месяцев назад вход в музей Рокфеллера стал бесплатным. Однако, количество посетителей эта мера увеличить не помогла, их как практически не было, так и нет.
Никаких документов, как это было у [info]oteckabani, на входе не потребовали.
Update, 30/07/2004: Найден сайт http://www.antiquities.org.il , где есть раздел, посвященный музею (иврит).


Вас предупреждали!


Рейтинг: 3* из 5.
* восточный Иерусалим
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]ostseer
2004-04-28 10:15 am (UTC)

Вопрос не в тему

(Link)

Хотел спросить у Вас, как у знатока страны: что за монумент турецким пилотам стоит на берегу Кинерета, возле киббуца Ѓаон? Нигде не смог найти ответ на этот вопрос.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 11:22 am (UTC)

Re: Вопрос не в тему

(Link)

Да, это монумент первым турецким пилотам, погибшим в этом районе в 1914 году. Тогда же был возвигнут и памятник.
Вот здесь об этом можно ознакомиться подробнее:
http://www.turkishembassy-telaviv.org/goldenwings.html
[User Picture]From: [info]ostseer
2004-04-28 11:24 am (UTC)

Re: Вопрос не в тему

(Link)

Спасибо!
[User Picture]From: [info]yanotik
2004-04-28 10:19 am (UTC)

(Link)

и ещё раз спасибо тебе за твои очень интересные и информативные фоторепортажи :)))))
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 11:25 am (UTC)

(Link)

И тебе спасибо :-)
[User Picture]From: [info]yanotik
2004-04-28 11:27 am (UTC)

(Link)

за спасибо ??
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 11:31 am (UTC)

(Link)

И за спасибо, и за футбол на обед :-)
[User Picture]From: [info]yanotik
2004-04-28 11:34 am (UTC)

(Link)

так ты всё-таки меня читаешь...
комментов-то нет... вот я и не знала...
пож-ста. :)))
From: arkann
2004-04-28 10:48 am (UTC)

(Link)

спасиба, калега.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 11:27 am (UTC)

(Link)

Почему коллега? :-)
From: arkann
2004-04-28 03:40 pm (UTC)

(Link)

патаму-у-у-ушта-а-а
(как йож йожу)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 06:09 pm (UTC)

(Link)

А-а-а-а :-)
From: arkann
2004-04-28 06:18 pm (UTC)

(Link)

а-ха:)
[User Picture]From: [info]antik
2004-04-28 11:36 am (UTC)

(Link)

Могли бы и позвонить :-)
Я очень люблю Рокфеллер (и, честно говоря, дал бы ему высший рейтинг…)
http://ierusalim.narod.ru/rocfeler.htm
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 11:50 am (UTC)

(Link)

Так вот где она, эта статья! Я её читал несколько лет назад, а сейчас пытался найти на www.jerus.co.il, но, понятное дело, не нашёл.
Сейчас дам ссылку на неё.
А в музей я хочу сходить ещё раз. Соберётесь, дайте знать!
[User Picture]From: [info]olkab
2004-04-29 12:44 am (UTC)

(Link)

И меня, и меня с собой возьмите!
[User Picture]From: [info]ninka
2004-05-03 12:38 am (UTC)

(Link)

Можно, ты нам свистнешь, и мы составим тебе компанию?
Ты так изумительно рассказываешь, что хочется побывать во всех этих местах. :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-05-03 02:21 am (UTC)

(Link)

Для такого похода нужен человек, который хорошо знает экспозицию музея. Я её не знаю совсем :)
[User Picture]From: [info]ninka
2004-05-03 09:59 am (UTC)

(Link)

Честно? Не люблю экспозиции. :)
[User Picture]From: [info]enika
2004-04-28 12:20 pm (UTC)

(Link)

Ух ты!!!

у меня как всегда нет слов, одни эмоции.
хочется сказать спасибо за рассказ, но этого явно не достаточно... БОЛЬШОЕ, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 06:27 pm (UTC)

(Link)

Поосторожнее с эмоциями :-)
Очень тронут, спасибо.
[User Picture]From: [info]michk
2004-04-28 08:42 pm (UTC)

(Link)

Спасибо! А интересно, автобусы, которые принципиально не берут пассажиров - это автобусы любимого Эггеда? Про такое я еще никогда не слышал.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 09:14 pm (UTC)

(Link)

Эгед, тот самый. Меня это тоже удивило, но именно так - остановка есть, но только на выход. Передняя дверь не открывается, сколько ни проси.
[User Picture]From: [info]lenay
2004-04-28 10:08 pm (UTC)

(Link)

А если через заднюю зайти - вытолкнут? :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-28 10:37 pm (UTC)

(Link)

Не пробовал :-) Но охранники на таких маршрутах есть всегда.
Да и останавливается автобус у музея крайне редко...
[User Picture]From: [info]michk
2004-04-28 11:47 pm (UTC)

(Link)

Интересно было бы получить их "официальную" реакцию на этот счет.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-29 01:21 am (UTC)

(Link)

Тщательно просмотрел весь сайт Эгеда - там об этом ни слова.
На других сайтах тоже ничего нет.
А звонить как-то неохота :-)
[User Picture]From: [info]lenay
2004-04-28 10:10 pm (UTC)

(Link)

Спасибо! Очень интересно
[User Picture]From: [info]viola_alpinus
2004-04-29 12:45 am (UTC)

(Link)

Судя по фотографии макета - архитектура здания качественная :)
Спасибо, мне понравилось, когда-нибудь обязательно съезжу в Иерусалим, буду знакть, куда сходить, что посмотреть.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-29 01:04 am (UTC)

(Link)

Только поосторожнее в арабской части города. Туристов не трогают, но всё-таки.
[User Picture]From: [info]olkab
2004-04-29 12:49 am (UTC)

(Link)

больница Аугуста Виктория и Масличная гора. Знаешь, наверное всё же Августа по-русски. И возможно, вавилоняне, а не вавилонцы - но в этом я уже не так уверена. Спасибо за репортаж. Я это место никогда не воспринимала в таком качестве - ну, רשות העתיקות себе. Бумажки туда какие-то возила по работе.
А дворик этот я когда-то видела на фотографии - с водой и арками, именно в таком ракурсе. И уже много лет не могла вспомнить, где это.

Слушай, у меня нахальный вопрос: а есть ли индекс где-нибудь к твоим постам? Ну по городам там или районам... А то я маме хотела пост про Крокодилополис показать - обыскалась. Наверху, в избранном, его не было, а я, разумеется, забыла, как оно называется.

Ещё раз спасибо. Праздник и отдохновение души.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-29 01:02 am (UTC)

(Link)

Виноват, давно не обновлял список.
В любом случае, есть поиск на http://lj.crossroads.ru

Насчёт Августы Виктории ты права. Просто я всегда слышал это название только на иврите. Сейчас исправлю.



[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-29 11:31 am (UTC)

(Link)

P.S. Поискал насчет "вавиловян" и "вавилонцев". В словарях ничего нет, но простой запрос в www.googlo.com дает всего 1 ссылку с первым словом и несколько сот со вторым.
Насчёт совместного похода - если будет возможность, дам знать. Просто это может быть спонтанным решением - взяли и поехали.
[User Picture]From: [info]olkab
2004-04-29 11:46 am (UTC)

(Link)

Ты потому что написал "вавилоВяне", а не "вавилоНяне". Честно-честно, я проверила в Гугле - дохрена ссылок. А вавилонцы, судя по ссылкам, более сленговое.
Насчёт совместного похода - да мы в общем тоже довольно спонтанные. И мобильные. Так что если вдруг - свисти. Совпадёт - поедем вместе.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-29 12:38 pm (UTC)

(Link)

Точно. В словаре кроссвордиста указано именно вавилоняне :-)
Мне это тоже больше нравится.
[User Picture]From: [info]jesuit_1534
2005-05-04 04:41 pm (UTC)

(Link)

С экспозицией чуточку знаком. 2 года охранял сей музей еженочно. Могу устроить подъем на башню и тд. Кцин битахон (Амихай Реувен) мой друг.
И вообще интересно было бы пообщаться. Работающие там израильтяне уверены , к слову, что Рокфеллер фамилия архитектора. В одном из коридоров на стене даже висит его посмертная маска. И тд...
Традиционно спасибо за Ваши фотографии. Стараюсь не пропускать:))
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-05-05 05:28 am (UTC)

(Link)

Где эта маска!?
С удовольствием бы поднялся на башню и т.д. ;-)
[User Picture]From: [info]jesuit_1534
2005-05-05 07:04 am (UTC)

(Link)

Маска гипсовая. Когда после сторожей проходите следующую дверь, то прямо натыкаетесь на нее напротив входа в коридор, где сидят работники "Решут ха-Атикот. Кстати, прямо на входе есть модель Храма Гроба , которой лет 800 , из дерева и перламутра, отличающаяся от современного храма. А слева до входа к охране стоит панель из мечети на Храмовой горе. Очень старая, но сохранившаяся , благодаря особой пропитке. На фотографии Вашей девятой сверху за бассейном виден "саркофаг амазонки" , хороша сохранившийся(1 голова отбита у персонажей) и считающийся одним из красивейших в мире. Скелетов я помню 2. Одному под полмиллиона вроде лет, а у младшего на черепе отлично сохранились бусы. Там много чего ....Не перечесть. У сторожей есть путеводители на иврите и английском. где за № ом экспоната - полное его описание. Я часто бродил там ночью с парнем, который его охранял(я охранял внешний периметр в течении 2года 4 мес). Парень , восточного происхождения, учился на историческом и с увлечением мне все описывал.
Весь период моего там преббывания вход был бесплатный. Лично Вам могу подарить несколько абонементов. На вид абс новых. Сканер барахлит, но вид у них такой:
№ 092
PALESTINE ARCHAELOGICAL
MUSEUM

Season ticket - PRICE JD.2

Holder of this Ticket is entitled to
visit the "Museum" and the "Scrolls
Exhibition" 6 times.

"M" (1); (2); (3); (4); (5); (6)
"S" (1); (2); (3); (4); (5); (6)

Кстати. там неплохая библиотека, в которой всегда найдете штук 10 студентов.
Меня зовут Ираклий. Живу в Маале Адуммим. Тел. 02- 5354894
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-05-05 08:53 am (UTC)

(Link)

Спасибо большое, но, думаю, абонементы найдут более квалифицированного коллекционера, чем я. Мне всё же больше интересна фактическая сторона дела.
Хотя взглянуть на них я бы не отказался :-)

путеводителeй никаких мне не дали, несмотря на мою просьбу. Вход бесплатный и поныне.

Если Вы не против, сходим как-нибудь вместе туда.
[User Picture]From: [info]jesuit_1534
2005-05-05 09:55 am (UTC)

(Link)

Я абсолютно не против. Потому и №телефона. оставил. Надо встретиться и пойти.... Кстати: автобусы там не останавливаются, на все уезжают тремпом на воротах. Легко и удобно. С первым же выезжающим . У меня машина, и нам будет проще:))Абонементы для меня ценности не представляют. Нашел в выбрасываемом хламе и просто взял. По привычке:))
Моя жена Соня очень уважает и любит Ваши публикации и всегда дает мне ссылки на них. Мне они тоже нравятся :))
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-05-05 11:38 am (UTC)

(Link)

Спасибо Вам и Соне за столь лестные отзывы.
Мы (я и [info]aksik) Вам позвоним.
[User Picture]From: [info]jesuit_1534
2005-05-05 03:13 pm (UTC)

(Link)

Договорились. Мы с [info]sonia_k будем ждать удобного вам случая.