Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Шивта [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Шивта [Mar. 22nd, 2004|10:40 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]
[mood |alone]


Дорога в Шивту - дорога в никуда.

Уж очень такая подпись напрашивается. И действительно, после Шивты дорога кончается, дальше песок и горы.

В прошедшую субботу, наконец-то, совершил давно запланированную поездку в пустыню Негев. Путешествие оказалось более продолжительным, чем предполагал, маршрут пришлось менять на ходу, и вместо Шивты и Авдата посетил только Шивту. Зато на обратном пути заехал в Беэр-Шеву и посмотрел некоторые местные достопримечательности.

Сегодня будет рассказ о Шивте.


Для начала, думаю, необходим небольшой экскурс в историю набатеев, удивительного, малочисленного и малоизученного народа, жившего около пятнадцати веков на территории нынешних Израиля и Иордании.
Рассказывать о них можно очень долго, поэтому постараюсь быть предельно кратким.

Подробнее о набатеях можно узнать на сайте Авраама Негева, ведущего специалиста в этом вопросе.
Совсем недавно в сети был сайт http://nabataea.net/, не всегда точный в фактах, но очень подробный. К сожалению, в последнее время он не работает (уже заработал).
Из русских источников, конечно же, стоит просмотреть раздел сайта "Мой Израиль", посвященный набатеям.



Набатеи были, по-видимому, были ветвью арабских племён, но вели обособленный образ жизни, достигнув при этом небывалых по тем временам успехов в торговле, строительстве, ирригации, виноделии, разведении лошадей и во многих других сферах.

На территории Израиля было шесть населенных пунктов набатеев: Авдат, Ницана, Шивта, Реховот (не тот, что рядом с Тель-Авивом, а другой, в Негеве), Мамшит и Халуца, в то время как главный их город - Петра, находится в Иордании.


В трёх из израильских городов - Авдате, Шивте и Мамшите - сейчас действуют национальные парки.

До I века н.э. набатеи были кочевым народом, занимавшимся в основном торговлей специями и банальным грабежом. Набатеям было строжайше запрещено заниматься земледелием и ремеслами, поскольку считалось, что наличие недвижимости и имущества делало бы их уязвимыми перед противниками. Непослушание каралось смертной казнью.
После того, как римляне завоевали Египет, монополия на перевалку грузов из Азии и Аравийского полуострова к Средиземному морю была набатеями утеряна, казна и, соответственно, благосостояние набатейских племён резко ухудшились.
Вынужденный обстоятельствами, король Рабель Второй произвёл революцию в жизни набатеев, отменив запрет на земледелие и заставив их начать вести оседлый образ жизни. Буквально за сто-двести лет набатеи построили сложнейшие системы сбора и хранения воды, научились заниматься растениеводством и домашним животноводством, основали школы(!). Перечень можно продолжить. Видя, какими трудностями сопровождаются попытки государства приобщить нынешних бедуинов к жизни в домах, нельзя не восхищаться этим решением короля.
В IV веке н.э. набатеи перешли в христианство, что, безусловно, наложило отпечаток на повседневную жизнь и внешний облик городов.
С пришествием арабов набатеи не ушли с насиженных мест, но могущество их уже не было столь грозным, как прежде. К XIII веку набатеи исчезли с лица земли, по-видимому, растворившись среди бедуинов или арабов. Великая культура прекратила своё существование.

Теперь собственно о Шивте.
Город Шивта, находясь в стороне от торговых путей, в отличие от других набатейских городов не был ни торговым, ни военным центром. По-видимому, основной деятельностью его жителей было сельское хозяйство.
Основан город в I веке до н.э., его расцвет пришёлся на IV век н.э., т.е. на конец византийского периода, незадолго до прихода арабов.
Основные раскопки были произведены американцами и англичанами в 1933-1935 гг. Экспедицию возглавлял доктор Кольт (подтверждения тому, что он автор того самого револьвера, как утверждают некоторые издания, я не нашёл - Самуэль Кольт, автор изобретения, жил в 1814-1862 гг.). В здании, которое построила экспедиция, сейчас находятся службы парка.


Одна из центральных улиц Шивты

Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города.


Замысловатые линии улиц на снимке сверху неслучайны - улицы пролегали в соответствии с топографией участка. Благодаря такой планировке дождевая вода стекала в резервуары в нижней части города (емкостью 700 и 850 кубических метров, это размером с современный бассейн).


Конюшня.

Шивта не была центром коневодства, как Мамшит, в котором был выведен знаменитый арабский скакун, но конюшни в этих двух городах очень похожи.
Обратите внимание на полозки в нижней части отверстий, в которые клался корм.


Южная церковь.

В городе было три церкви - южная (самая старая), т.н. средняя и северная, самая большая и новая.
К северной церкви примыкал комплекс построек, по-видимому, монастырь (снимок внизу).


Комплекс построек у северной церкви.

У южной церкви сфотографировал водоём-умывальницу для крещения.


Умывальница в виде креста.

Поскольку умывальница довольно большая и явно предназначена для взрослых, то уже на основании этого можно сделать вывод, что южная церковь была построена первой, когда происходило массовое крещение набатеев.
Впоследствии приходилось крестить только младенцев, поэтому в новых церквях большие умывальницы уже не требовались.


Немного растительности.

Сейчас город практически слился с окружающим его пейзажем, ведь стены домов все песочного цвета. Раньше было не так: по свидетельству историков и археологов, город утопал в садах.
Ещё за городской чертой находилась сельскохозяйственная ферма, к которой можно подъехать, свернув налево метров за 200, не доезжая до парка - настоящий оазис посреди пустыни.


Внутри дома губернатора.

В центре города находится выделяющийся своими размерами и богатством дом. Принято называть его "домом губернатора", хотя доказательств этому не найдено.

    
Набатейские орнаменты на входе в дом губернатора.

Парк Шивта открыт с 8:00 до 16:00, с апреля по октябрь включительно - до 17:00. Насчёт пятницы, когда многие парки работают до 14:30, информации нигде не нашёл.
Вход бесплатный.
В бывшем здании Кольта (оно находится рядом со стоянкой) можно получить листки со схемой раскопок на английском и иврите.
Их я отсканировал: английский, иврит.
Добираться до Шивты нужно следующим образом: от Беэр-Шевы ехать по 40-му до перекрестка Тлалим, там повернуть на 211-ое шоссе, по которому проехать километров 20. У указателя "Шивта" повернуть налево. Через несколько километров рядом с военной базой стоит второй такой указатель, он изображён на снимке.

В районе Шивты есть ещё одно интересное место - холм Мицпе Шивта, с которого должен открываться красивый вид на окрестности. Поворот на него находится как раз перед вторым указателем на Шивту (см. верхний снимок). Если смотреть на указатель, повернуть нужно направо, на грунтовую дорогу. Меня напугала вывеска "шетах эш" ("линия огня") и я не риснул туда подняться. Но потом прочел в справочнике, что доступ на холм открыт по субботам и праздникам.


Небо Негева.
Снимок сделан из полуразрушенной апсиды южной церкви.


Update, 19/04/2004: у [info]korovka можно найти дополнительную информацию, в т.ч. о растениях, встречающихся в тех местах.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]anjey
2004-03-22 12:46 pm (UTC)

(Link)

Это же национальный парк Авдат, разве нет?
А что в Беэр-Шеве будете обследовать?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 12:54 pm (UTC)

(Link)

Национальный парк Авдат и национальный парк Шивта - две большие разницы :-)
Это разные парки, действительно.
В Беэр-Шеве я был в парке Тель Беэр-Шева. Как раз сегодня там должны были открыть для посетителей резервуары (для воды?), т.ч. придется ехать ещё раз.
А ещё - мемориал полку Негев. Класс!
From: kpbicka
2004-03-22 01:12 pm (UTC)

А ещё - мемориал полку Негев. Класс!

(Link)

Жаль только, что главную башню Андарты закрыли лет 10 назад (из-за многочисленных самоубийств). Думаю что вид сверху мог бы добавить к общему впечатлению.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 01:22 pm (UTC)

Re: А ещё - мемориал полку Негев. Класс!

(Link)

Ах вот оно в чём дело... Я то думал, что в шабат закрыли.
Конечно, жаль.
Но и без этого впечатления от мемориала просто колоссальные! Хочу написать о нём.
[User Picture]From: [info]anjey
2004-03-22 01:34 pm (UTC)

(Link)

Хм, а фотографии вроде есть из Авдат, разве нет.?
Скоординируй по Тель Беэр-Шева. Где он находится? У нас еще старая турецкая жд станция есть.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 01:40 pm (UTC)

(Link)

Ни одной фотографии из Авдата нет по той простой причине, что я там никогда не был :-)
Насчет станции - спасибо, постараюсь там побывать.
Тель Беэр-Шева находится рядом с 40-м шоссе, к востоку от города.
Если ехать от мемориала полку Негев, то на первом светофоре налево, потом направо.
Вход - 12 шекелей. За спуск в резервуары - отдельная плата.
Если честно, то сам Тель на меня никакого впечатления не произвёл.
[User Picture]From: [info]lenay
2004-03-22 11:15 pm (UTC)

(Link)

Мы были в Авдат, и когда я увидела ваши фотографии Шивты, первая мысль была - Авдат. Но раз вы так это упорно отрицаете, то придется вам поверить :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 01:02 am (UTC)

(Link)

Придётся мне ехать в Авдат, заснять его и написать исследование, чем он отличается от Шивты :-)
Надеюсь, в ближайшие выходные.
[User Picture]From: [info]lenay
2004-03-23 01:11 am (UTC)

(Link)

Буду ждать с нетерпением :) Наверняка найдете достаточно отличий. Насколько я помню, умывальницы в виде креста там нет. Хотя... мы были с детьми, могли и пропустить
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 01:18 pm (UTC)

(Link)

Это другой Реховот :-) В районе полигона Цеэлим.
Если есть джип, поворачиваешь на юг от 222-го шоссе...
[User Picture]From: [info]gipa
2004-03-22 02:17 pm (UTC)

(Link)

Это Реховот, который упоминается в Танахе.
Через него проходили евреи по дороге из Египетского рабства.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 08:40 pm (UTC)

(Link)

Да, в Танахе это место упоминается. Правда, я не смог найти что-либо связанное с исходом из Египта.

Бытие
26:22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
26:23 Оттуда перешел он в Вирсавию.

Реховоф = Реховот, Вирсавия = Беэр-Шева.
Реховот - это не "улицы", как можно предположить, а "широкие пространства". От слова "рахав" - широкий.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 10:27 pm (UTC)

(Link)

Тут есть некоторая путаница, связанная с неточными переводами с иврита на греческий, а с греческого - на другие языки.
Да, Вирсавией греки назвали Бат-Шеву, жену Давида и мать Соломона. Но и Беэр-Шева была переведена как Вирсавия.

На сайте machanaim.co.il есть максимально приближенный к современному ивриту вариант перевода. Найди в тексте строку, помеченную цифрой 23.

Беэр-Шева упоминается в Танахе несколько раз:
http://www.keyway.ca/htm2002/beersheb.htm
[User Picture]From: [info]yulkar
2004-03-22 01:32 pm (UTC)

(Link)

Спасибо. Как же мы до туда не доехали? Надо срочно исправляться.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 01:42 pm (UTC)

(Link)

Да, это проблема никуда не свернуть на такой длинной дороге, полной соблазнов.
Постарайтесь! :-)
[User Picture]From: [info]dimrub
2004-03-22 03:15 pm (UTC)

(Link)

Совсем недавно в сети был сайт http://nabataea.net/, не всегда точный в фактах, но очень подробный. К сожалению, в последнее время он не работает.

Что значит - не работает? Вот, пожалуйста, нам чужого не надо.

И это, здорово пишите. Если вдруг компания нужна будет для странствований или что-нибудь в этом роде - зовите.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-22 08:01 pm (UTC)

(Link)

Это ты, наверное, постарался - сегодня утром сайт заработал :-)
За http://web.archive.org/ отдельное спасибо.
[User Picture]From: [info]dimrub
2004-03-22 03:17 pm (UTC)

(Link)

Извините за глюк :)
[User Picture]From: [info]britanika
2004-03-23 12:00 am (UTC)

(Link)

Спасибо большое за рассказ! Как всегда - исчерпывающе и интересно :)
А конюшни действительно, очень похожи. Я сначала даже подумала (увы у меня сначала фотки в мозг загружаются, а потом текст), что ты ошибся в названии и что это Мамшит :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 01:17 am (UTC)

(Link)

Наверное, надо будет написать и о Мамшите...
А вообще, я вижу, что ты уже хорошо освоила окрестности Беэр-Шевы :-)
[User Picture]From: [info]britanika
2004-03-23 01:55 am (UTC)

(Link)

Ох, к сожалению, ты ошибаешься :) Я вообще мало где была в Израиле. Эйлат, Тель-Авив, Беер-Шева. А из окрестностей удалось как-то выбраться в Мамшит, на Мертвое Море и в парк Голда. На этом все закончилось :) А так больше по об'ектам разным. Хайфа и Ришон - то же самое, на встречу и обратно... К сожалению :(
[User Picture]From: [info]olkab
2004-03-23 02:46 am (UTC)

(Link)

А Иерусалим (оскорбленно)?!
[User Picture]From: [info]britanika
2004-03-23 03:11 am (UTC)

(Link)

*смущенно* не была :(
Потому как совершенно нет времени никуда поехать. Мамшит - и тот во время учебы в ульпане посетила. А отпуск (который бывает крайне редко) у мужа ассоциируется или с морем или с заграницей...
Но я обязательно осправлюсь!!! *вспоминает* А, в Ашкелоне еще была.
В Иерусалиме у нас об'ект должен быть, так если все будет нормально - обязательно приеду :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 03:22 am (UTC)

(Link)

Объект - банк Леуми Мендельсона? :(
[User Picture]From: [info]olkab
2004-03-23 03:25 am (UTC)

(Link)

Приезжайте-приезжайте. Это маст. И вообще, какие могут быть объекты, когда Вы еще Иерусалима не видели?
[User Picture]From: [info]britanika
2004-03-23 03:59 am (UTC)

(Link)

Tak vot potomu i sobiraus' priehat' - chtoby posmotret' mestnost' :)
[User Picture]From: [info]olkab
2004-03-23 02:48 am (UTC)

(Link)

Милый Ёжик! Спасибо Вам за то, что мой день начинается с такого доброго и интересного.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 02:59 am (UTC)

(Link)

Доброго тебе дня! :-)
[User Picture]From: [info]plot
2004-03-23 03:44 am (UTC)

(Link)

Кстaти в Ницaне дoвoльнo живoписные рaзвaлины. У меня кaжется и фoтo есть oттудa. Десятилетней дaвнoсти...
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 03:49 am (UTC)

(Link)

Очень хочу туда съездить. Кажется, туда спокойно можно доехать на обычной машине.
[User Picture]From: [info]plot
2004-03-23 04:01 am (UTC)

(Link)

Дa, этo 70 килoметрoв к югo-зaпaду oт Беер-Шевы. Прaктически нa грaнице с Египтoм. Дoрoгa зaнимaет 45 минут. Я знaвaл oднoгo тoвaрищa, кoтoрый ее преoдoлел зa 25.:-)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 05:15 am (UTC)

(Link)

Да, это по тому же шоссе, от которого отходит узкая, но асфальтированная, дорога на Шивту.
Вопрос в том, находится ли Ницана вблизи этого шоссе? Если нет, то какого качество дорога, отходящая от шоссе? Или нужен джип?
[User Picture]From: [info]plot
2004-03-23 07:51 am (UTC)

(Link)

Если я прaвильнo пoмню дoрoгa не ведет дo сaмoгo гoрoдa. Нo пешкoм тaм идти минут десять.
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-03-23 05:34 am (UTC)

(Link)

Все впечатляет , особенно последняя фотография. Читала Рубину, иллюстрация к ее "Кабану"
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-23 05:54 am (UTC)

(Link)

А я не читал... Что там?
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-03-23 10:59 pm (UTC)

(Link)

развалины древнего города, сюжет на их фоне разворачивается современный, но герой погибает в конце, сбросившись в древний колодец:(
[User Picture]From: [info]klacha
2004-03-24 05:42 am (UTC)

(Link)

совсем офтопик: ты вот (судя по репортажам) любиш Тель Авив, а твой любимый Тель Авивский street-food ? И где ?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-24 08:00 am (UTC)

(Link)

Ну и озадачил ты меня своим вопросом :-)
После длительного размышления отвечаю - шхунат ха-Тиква :-) Конкретных мест там никто, наверное, не придерживается.
[User Picture]From: [info]klacha
2004-03-25 01:05 am (UTC)

(Link)

Хорошый выбор :)
Я обычно придерживаюсь - Шемеш (тот который внутри рынка)
[User Picture]From: [info]korovka
2004-03-26 11:22 am (UTC)

(Link)

Замечательный репортаж. (навёрстывая упущенное :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-26 11:27 am (UTC)

(Link)

С возвращением!
[User Picture]From: [info]anno_nin
2007-06-05 04:09 am (UTC)

(Link)

Послушай, но в виде креста - это, вроде, жертвенник а не умывальница?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2007-06-05 04:18 am (UTC)

(Link)

Какие жертвенники у христиан? Это баптистерий. Были большие - для взрослых, и маленькие - для детей.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2007-06-05 04:38 am (UTC)

(Link)

да, правильнее - купель.