Viktor Zhumatiy / Віктор Жуматій ([info]vi_z) wrote,
@ 2005-08-06 16:09:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current music:Janis Joplin - Kosmic blues
Entry tags:economics, games, nlp, norms vs market, psychology

Экономические стратегии Кинестетика, Дискретника, Визуала
В НЛП людей принято классифицировать на три класса согласно их базовой ценностной системе: визуалов (тех, кого заботит, как все выглядит), дискретников (тех, кого заботит, чтобы все было профессионально), и кинестетиков (озабоченных прежде всего комфортом и телесным контактом). Подробности определения и детали характерного поведения можно найти в литературе по НЛП.

Интересно, откуда происходят эти классы. Обычным предположением является различие в доминирующей системе восприятия. Однако в более поздних классификациях, например, Пьюселиковской, аудиал куда-то девается и на его место встает дискретник. Явная несообразность.

На мой взгляд, суть различия -- в базовом алгоритме, в базовых ожиданиях, с которыми человек подходит к другому человеку. Многие потребности человек не способен удовлетворить сам (в эмоциональной близости, сексе и размножении, и т п), и ему необходимо сотрудничество других людей. Для этого сушествует два алгоритма -- лизать задницу (присоединение) и обмениваться на равных (торговля).



Основная стратегия кинестетика для получения сотрудничества -- присоединение. Поэтому кинестетики на вопрос "как вам чертеж атомной электростанции" ответит "Замечательный чертеж! Я таких чертежей никогда не видел. Потрясающе". При этом взорвется атомная электростанция или нет его вовсе в этот момент не волнует. Он присоединился. Когда кинестетики собираются в кучу (а это нормальное состояние кинестетика, таких Хосе Ортега-и-Гассет справедливо называл "толпа"), они начинают одеваться одинаково, любить одинаковую музыку. Кинестетик, попавший в новую толпу, быстро начинает любить новую музыку и кричать новые лозунги, принятые в новом окружении. Кинестетики не соблюдают контракты, врут, и действуют только из сиюминутных чувств.

Дискретники -- усложненный вариант кинестетика. Это люди обычно с необычными интересами и оригинальной, не часто встречающейся личностью. Хакерская культура, культура любителей Арефьевой или БГ, и вообще культура всего, что "не попса" -- кластер дискретников. Дискретники требовательны и не допускают кого попало в свою субкультуру. Это позволяет дисркетным субкультурам успешно запускать в космос спутники и создавать произведения искусства, поддерживать культуру Карате и вышивки крестиком. Однако, внутри такой субкультуры они себя ведут так же, как и кинестетики. "Виндовз маст дай" и не дай бог члену линуксоидной культуры работать дома под виндовз или не уметь редактировать файлы с помощью vi. Они быстро формируют "правильное мнение", "правильный код поведения" и т п. Более того, дискретники дорого ценят принадлежность своему сообществу и готовы вкладывать значительные усилия для подтверждения своей принадлежности. Быть слушателем БГ или Михаила Щербакова, Шёнберга или импрессионистов, знать ядро Линукса или ФрииБиЭсДи, есть Омара правильно с помощью кучи вилочек всегда почетно и престижно: внутри культуры. Те же, кто этого не понимают, достойны всяческого презрения. Таким образом, дискретники -- любимая пища сильно-нормативных сообществ.

Визуалы, как и дискретники, люди с необычными интересами и оригинальной, редко встречающейся личностью. Как и дискретники, они сильные люди и готовы противостоять общественному давлению, оберегая свою личность. В отличие от дискретников, они не готовы собираться даже в маленькие стаи. Они были бы полностью одиноки, если бы не одно но: они умеют торговать. Они сделали то открытие, что лизать задницу другому человеку не обязательно, чтобы получить от него услугу. Их умение торговать приводит к тому, что они воспринимаются как приятные в общении люди. Они способны временно присоединяться к кинестетикам и к дискретникам -- для того, чтобы выменять то, что им нужно. Их умение выторговывать у других людей нужное поведение делает их руководителями групп. Их умение торговать с прибылью делает их ЛПР в организациях, поскольку организации (любые, не только коммерческие) успешны лишь если они торгуют хорошо.

Таким образом, кинестетики и дискретники -- обитатели нормативных культур, а визуалы -- торговых. Кинестетики лего ломаются и занимают в жестких системах (как польская тюрьма в описании Каминского) нижние социальные роли, поскольку не способны толком защищать собственные интересы и собственную индивидуальность. Дискретники сильнее, но все равно образуют группки единомышленников. И лишь визуалы остаются всегда в личном одиночестве, выторговывая услуги у других людей.



(Post a new comment)


[info]vinopivets
2005-08-06 12:22 pm UTC (link)
Забавно. Где-то у Бродского есть о том, что Софья Власьевна его раздражает на этикой или чем там еще, а чисто эстетически.

(Reply to this)(Thread)


[info]vi_z
2005-08-06 12:33 pm UTC (link)
Честно говоря, я вас не понял.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vinopivets
2005-08-06 01:06 pm UTC (link)
эстетически = как выглядит

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vi_z
2005-08-06 01:12 pm UTC (link)
Вы про НЛП, мою аргументацию, текст, ...?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vinopivets
2005-08-07 12:50 am UTC (link)
я про собственный пересмотр понятия "вмзуал". Раньше оно мне казалось совершенно бессмысленным и сильно раздражало.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vi_z
2005-08-07 01:08 am UTC (link)
Вообще в НЛП изначально было принято обращать внимание на внешние проявления и не строить глубоких сложных теорий (реакция на традиционную психотерапию). А торговцу нужно очень внимательно следить за эмоциональными изменениями на лице и теле контрагента, чтобы знать, нравится ли тому предлагаемая услуга или нет, уступит тот в цене, или нет. Таким образом он постоянно пользуется глазами, посему он "визуал".

При этом, например, то, что у визуалов развит голос лучше чем у дискретников и кинестетиков, совершенно игнорировалось в назывании типажа; в моей же интерпретации это естественно -- голос такой же переговорный инструмент, как и визуальное внимание.

К тому же я умолчал некоторые вещи, о которых прямо говорил Френк: например, что визуалы ведут счет и стараются, чтобы окружающие им были должны, но не сильно много -- что явно упрощенное описание торговой стратегии.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vinopivets
2005-08-07 01:26 am UTC (link)
Мне тут вот что в голову пришло. Поскольку совсем чистые типы вряд ли встречаются, то становится интересной не типология сама по себе, а выигриши/проигрыши, связанные с совершением атипичных поступков. Насчет НЛП я совсем не в курсе, но почти очевидно, что типизация происходит по частоте проявлений признака, а не по сумме выигрыша. Как в трейдерстве: пять лет имел великолепные результаты, а потом за два дня потерял все.

(Reply to this)(Parent)


[info]t_gra
2005-08-06 02:58 pm UTC (link)
Дискретники -- усложненный вариант кинестетика.
По критерию нормативности культуры - похожи. Даже скорее дискретники совсем бескультурны :)

Визуалы, как и дискретники, люди с необычными интересами и оригинальной, редко встречающейся личностью.
Я не согласен, это ты VD, и по себе судишь, а просто визуалы бывают и вполне себе обыкновенные. Единственный необычный интерес - власть.

(Reply to this)(Thread)


[info]vi_z
2005-08-06 03:06 pm UTC (link)
Нет. Я не об этом. Редкая личность -- сложность присоединения. Сильное ядро, если угодно. Не то, что они мне будут интересны.

(Reply to this)(Parent)


[info]vi_z
2005-08-06 03:07 pm UTC (link)
Нет. Вот дискретники очень культурны. Вспомни линуксоидов. Очень сложная культура.

(Reply to this)(Parent)


[info]master_yourself
2005-08-06 03:20 pm UTC (link)
Ой. У меня аж голова распухла, когда я пытался понять...

Поэтому кинестетики на вопрос "как вам чертеж атомной электростанции" ответит "Замечательный чертеж! Я таких чертежей никогда не видел. Потрясающе"
Хочется добавить-И руками махать начнет:) Nак отвечают обычно только чистые визуалы.

На практике там немножко посложнее:
Аудиальный, визуальный, кинестетический - каналы восприятия информации.
У каждого есть предпочтительный канал ВОСПРИЯТИЯ информации.
Дигитальный-это канал обработки информации.

Все эти каналы в дальнейшем обозвали метапрограммами. Которых с десяток.
Лучше всего они описаны тут(но сайт сейчас лежит):
http://www.institutnlp.ru/index-ea=1&roll=1&ln=&chp=showpage&num=101
http://www.psycho.ru/biblio/hr/hiring/metaprogramms_HR.html

Т.е. например: "визуал", "внешняя референция", "сам", "диссоциированный от времени", "рефлексивный", "мотивация к"... - метапрограмный профиль человека. Где каждая из метапрограмм независима.

Как и дискретники, они сильные люди и готовы противостоять общественному давлению, оберегая свою личность.
Это-метапрограмма "Сам". С метапрограмме "визуал" отношения не имеет.

ИТД.

(Reply to this)(Thread)


[info]vi_z
2005-08-06 03:42 pm UTC (link)
Спасибо вам большое за комментарии.

Меня, однако, в этом посте интересовала интерпретация разделения, которой придерживается Френк Пьюселик.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]master_yourself
2005-08-06 04:26 pm UTC (link)
Я считаю, что все эти разделения-условны.
Все это-ни что иное как модели.
В реальной жизни все равно работают все 3 или 4 системы.
Я знаю людей, которые аудиалы и в то же время не дигиталы. Поэтому я не совсем согласен с этой системой разделения.

(Reply to this)(Parent)


[info]oishu
2005-08-15 06:43 pm UTC (link)
По-моему, вы сильно передергиваете с терминами. в частности, с "присоединением". Ваш пример "кинестетической реакции" - не пример присоединения. Это пример обычного комплимента (или лести, как угодно).
На мой взгляд, качественное присоединение подразумевает как раз не "лизание задницы", а общение на равных (то есть на уровне собеседника). Ведь надо стать таким же, как собеседник (или сделать вид, что ты такой же). Это особенно видно, когда пытаешься подстроиться на уровне языка, ценностей.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…