Неформатное чтиво
Игры разума Новой Изиды
The Medium is the Mеssage 
6-Сент-2004 01:11 pm
Kleo
Наполеона Бонапарта считают величайшим правителем и полководцем всех времен и народов, однако он еще две сотни лет тому назад признался в своей фатальной слабости: "Я больше боюсь трех газет, чем ста тысяч штыков; вы видите меня хозяином Франции, но я не взялся бы править ею и три месяца при свободной прессе". Если бы не пресса, Наполеон, проиграв при Ватерлоо, не проиграл бы Францию.

Subj: "Посредник и есть послание", - замечал Маршалл Маклюэн. Репортеры начинали как посредники, как миссионеры свободы - но превратились в дистрибьюторов и интерпретаторов информации. Информация обросла бизнесом и стала полем для самообмана и коррупции.

А информация теперь - дороже денег. Информационное общество не зря называют обществом аттенционализма (ср.: общество капитализма). Если к твоей реальности привлечено внимание широких масс - твоя реальность доминирует, становится социальной реальностью. Если она изолирована от аудитории - то превращается обратно, из социальной реальности - в личную фантазию.

Когда информация не лечит, а калечит - она становится инфекцией. Истерики отдельных журналистов становятся истерикой толпы. Истерика толпы есть то, ради чего с нами затеяна война. Ведь перепуганных, растерянных и озлобленных индивидов, т.е. не граждан своей Родины, а биомассу населения - легко прибрать к рукам.

Бедствия, которые не показывают по телевизору, никому не нужны. В том числе и самим террористам, и их хозяевам. Но трупы, старательно обсосанные вампирами от информации; тела невинных жертв как зримые "вещдоки" против власти; слезы сотен и тысяч - как сильнодействующий яд, впрыснутый в сердца миллионов, - это ни что иное как оружие в войне, оружие массового уничтожения рассудка.

Кто виноват? Мы, наши предрассудки. Мы боимся признаться в том, что "независимая пресса", если такая и была, осталась в прошлом веке. Сегодня журналисты - это солдаты, сражающиеся за свой народ - либо против него; иного не дано ни им, ни нам. Необходимо честно признаться в том, что здесь и сейчас, в России осени 2004 года, людей больше занимает смысловое и контекстное наполнение информации, а не ее доступность, скорость или изменчивая "правдивость".

Что делать? Запрещать? Опять вводить цензуру?
Я думаю, суровая цензура больше не нужна, достаточно по-иному акценировать внимание. Переключать его с "черных" подробностей на позитивные контексты, с истерик единиц - на мужество народов, с вопросов - на ответы: т.е. с проблем - на решения.

Сегодня реальность есть то, что нам показывают, реальность такова, какой мы ее воспринимаем.

Не нужно считать себя гениальнее Наполеона - самое время делать адекватные выводы из его слабостей и ошибок.
Comments 
6-Сент-2004 02:25 am none (UTC)
Да. Так оно видимо и есть. Как минимум надо "не веститсь". Убийственная статистика смертей от разных происшествий, сводит эти теракты на нет. Я верю, что страна — организм. Этот теракт — даже не лишение органа. Это что-то типа булавочного укола для страны. Глупо впадать в припадок в этой ситуации. "Это же был мой костюм! Смотрите, он поцарапал мне кожу!"
Журналисты должны выполнять функцию нервов. На данный момент нервы воспалены.
6-Сент-2004 02:34 am none (UTC)
Тебя за эти мысли выкидывают из френдов? Ещё бы!.. Кому приятно узнать, что его высокодуховные переживания - это сопли, мешающие свободному дыханию?
6-Сент-2004 02:37 am none (UTC)
Никто не может отнять право на личные переживания.
Но, если человек находится среди людей, тем более когда вещает на аудиторию, - он должен помнить об ответственности.
6-Сент-2004 05:50 am none (UTC)
да, очень верное замечание
в каком-то смысле то, что уже три дня творится в сми - тоже своего рода если не преступление, то диверсия
6-Сент-2004 11:27 am none (UTC)
спасибо! и исходный постинг, и Ваше замечание хороши.
6-Сент-2004 02:59 pm none (UTC)
И вам спасибо - за ваши оценки и за комменатрии на "Кредо", мне они очень созвучны.
6-Сент-2004 02:45 am none (UTC)
В сухом остатке: вы призываете плохую пропаганду заменить хорошей.

Проходили.
6-Сент-2004 03:01 am none (UTC)
Там же замечено: зачем врать собственному народу?
7-Сент-2004 01:15 am none (UTC)
Человеческая жизнь - это не шахматы.
6-Сент-2004 03:49 am none (UTC)
Полностью с вами согласен.
Во-первых,не надо превращать понятие "цензура" в жупел. Цензура - это не запрет на свободное распространение информации, цензура - это ее ограничение с целью не навредить. На войне положено заверять корреспонденции репортеров и перлюстрировать почту.
Во-вторых, негативистская подача в наших СМИ меня тоже давно угнетает. Насколько умышленно это делается, я не знаю. Но пора прекращать считать трупы, пора показывать тех, кто выжил и тех, кто делал и делает все, для того, чтобы трупов не было. И объянять, чем можем и должны этому помочь мы.
В-третьих, в отличие от вас, Тася, я не считаю верноподданство добродетелью и убежден, что интересы отдельной личности превыше интересов государства. Но я готов поступиться любыми правами и свободами, если это понадобиться для прекращения кровопролитий.
6-Сент-2004 02:56 pm none (UTC)
7-Сент-2004 04:55 am none (UTC)
Журналисты или журналистика? Курица или яйцо? Доступ к информации дается лишь ценой навязывания нам мнения предоставляющего, и журналисты - носители функции, или информация может быть чистой и незамутненной, и нехорошие люди узурпировали функции где-то существующих бесстрастных ее поставщиков?
This page was loaded Июл 27 2008, 9:43 am GMT.