Tern ([info]eregwen) wrote,
@ 2005-04-12 14:29:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:picture, живопись, история с иллюстрациями

Филипп II и его семья

Основателем династии испанских Габсбургов был Филипп II, сын двоюродных брата и сестры - императора Карла V, сына Хуаны Безумной, и Изабеллы Ависской, дочери Марии, сестры Хуаны.



Если просмотреть все генеалогические таблицы, то кого окажется больше - королей или их супруг?.. Да, да, был, скажем, Синяя борода Генрих VIII и его шесть жен - но это уже не просто судьба, а анекдот, в изначальном значении этого слова. Но жен казнить было вовсе не обязательно - в конце концов, отправил он на эшафот только двух, с двумя развелся, одна умерла сама, а последняя вообще его пережила.

А Филипп II был женат четыре раза и пережил всех четырех. Первой супругой, в 1543 году, стала Мария Мануэла Ависская.



Мария, как и Филипп, приходилось внучкой Хуане - ее матерью была Катерина, о которой я рассказывала в прошлый раз. Ей было пятнадцать, ему - шестнадцать. Уже через несколько месяцев и собственные родители, и родители жены упрекали Филиппа за холодность в обращении с молодой женой. Через два года после свадьбы Мария родила сына - роды были трудными, а опытной акушерки не нашлось. Увы, она прожила всего четыре дня, оставив Филиппу первенца Карла, больше известного нам как дон Карлос. Памятник Марии:



Вторая жена Филиппа куда более известна - это Мария Тюдор, "Кровавая Мэри". Вскоре после ее коронации посланник императора Карла V стал убеждать ее сочетаться браком с Филиппом, будущим королем Испании. Сперва она не соглашалась - ей тридцать семь, а ему всего двадцать шесть. Но королеве нужен был наследник-католик, а Филипп, к тому же, был ее родственником (его бабка, Хуана, была сестрой матери Марии, Катерины Арагонской). И в июне 1554 года Филипп, будущий принц-консорт, прибыл в Англию, а через месяц состоялась свадьба. Вот портрет Марии с подаренным Филиппом кольцом:



И еще один - после обручения:



В отличие от Марии, влюбившейся в жениха, тот не был от нее в восторге, о чем и поведал ближайшим советникам. Мол, старше его, плохо одета, нет бровей, да еще и пахнет от нее плохо. Правда, танцевала Мария на свадьбе лучше свежеиспеченного супруга. Копия свадебного платья Марии:



Несмотря на всю любовь королевы, власти в Англии у Филиппа не было, и Мария только тогда действовала согласно желаниям мужа, когда те совпадали с ее собственными. Сначала - королева, потом - женщина.

В ноябре Мария почувствовала, что беременна, но пришел май, а ребенок все не появлялся на свет (распространился ложный слух, что 30 апреля родился принц). К августу стало ясно, что никакого ребенка нет и не будет - беременность была ложной. (Сейчас полагают, что у Марии был рак яичников, отчего она и не могла забеременеть).



В 1555 году, после отречения отца, Филипп стал королем Нидерландов и вынужден был покинуть Англию. Мария провожала его в слезах и потом писала письма, прося вернуться поскорее. Филипп же требовал коронации - роль принца-консорта его не устраивала. Мария отвечала, что, если коронация и состоится, то не сейчас. Что ж, Филиппу было хорошо и в Нидерландах, где он бурно развлекался. Мария же оставалась в Англии, а годы шли.. В 1556 году ей исполнилось сорок. В мае она потребовала, чтобы муж вернулся, пригрозив, что если его не будет к 30 июня, то "она не будет считать его королем, заслуживающим доверия". Портрет Филиппа, висевший в зале Совета, стал раздражать королеву, и она приказала его убрать. Она знала, что Филипп ей изменял, но пыталась держать лицо.

А когда Филипп, уже ставший королем Испании, наконец вернулся, то пробыл с Марией недолго - в июне 1557 он начал войну с Францией (королеве стоило больших трудов уговорить Совет поддержать его). Но, хотя поначалу дела шли неплохо, в январе 1558 года Кале, который принадлежал англичанам более двухсот лет, был захвачен французами. Кого обвинили в этой потере? Марию. Это был удар, тем более тяжелый, что она снова полагала, что беременна.

В марте 1558 Мария написала завещание, однако не назначила наследника. Вторая беременность снова оказалась ложной. Летом она заболела лихорадкой - отчеты о ее состоянии слали мужу, но он так и не приехал. В октябре Мария внесла дополнение в завещание, согласно которому Филипп не должен был править Англией после ее смерти. Также она просила его быть отцом, братом и другом следующему суверену, хотя и не назвала его (наследницей была чуть позже признана Елизавета).

Когда умирающая Мария пришла в сознание, то много плакала. Ее спросили, не от того ли что рядом не было ее мужа; Мария ответила, что это - одна из причина, но главное - "когда я умру, в моем сердце вы найдете Кале". После смерти Марии, 16 ноября, ее обручальное кольцо сняли с пальца и отправили в Хатфилд. Марии было сорок два. Вот аллегория, написанная в начале брака королевы и короля:



А Филипп.. Филиппу нужен был наследник, и уже в июне следующего, 1557 года, он женится на Елизавете Валуа, сестре трех королей - Франциска II, Карла IX и Генриха III, и одной королевы - "королевы Марго".



Сперва предполагалось, что Елизавета станет женой сына Филиппа, дона Карлоса, но вместо этого Филипп сам женился на ней. Эта история и легла в основу шиллеровской драмы и оперы Верди, но о ней - в следующий раз.



Это брак оказался счастливее, чем первые два. Правда, Елизавета едва не умерла после первой беременности, закончившейся выкидышем - испанские доктора просто оставили ее умирать (как известно, "у королев не бывает ног"). К счастью, доктор-итальянец ее спас. Пока Елизавета выздоравливала, Филипп все время оставался с ней. Через два года случился второй выкидыш, и только еще через два наконец родился ребенок - девочка, Изабелла Клара Евгения. А через год родилась Каталина Микаэла.



А еще через год Елизавета родила мертвого ребенка и умерла... Ей было всего двадцать три. Говорят, этот портрет был написан уже после ее смерти:



Филипп присутствовал при рождении обеих дочерей, и, хотя он был разочарован тем, что сына ему Елизавета так и не родила, девочек он любил, особенно Изабеллу Клару.



Впоследствии ее выдали замуж за эрцгерцога Альбрехта Австрийского, прозванного Благочестивым - он приходился Филиппу II племянником. Свадебный портрет Изабеллы Клары Евгении:



Альбрехт стал регентом Нидерландов, а после его смерти стала править Изабелла Клара. Говорят, период их совместного правления был для Габсбурских Нидерландов золотым веком. Их придворным художником в 1609 году стал Рубенс.



А последние двенадцать лет своей жизни Изабелла Клара будет регентом при своем племяннике, Филиппе IV.



Можно добавить, что в 1570 году, когда Альбрехту было одиннадцать лет, он вместе со младшим братом Венцелем сопровождал их сестру Анну, будущую четвертую супругу Филиппа II, в Испанию. Венцель там и остался, чтобы продолжить образование, а в семнадцать лет стал Великим приором ордена иоаннитов. Увы, умер он всего спустя год.



Кстати, когда-то давно, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, я наткнулась на статью "изабеллин цвет", в которой рассказывалось, как некая инфанта, когда ее муж осадил город Остенд, поклялась, что не сменит нижней рубашки, шемизы, до тех пор, пока город не будет взят. Осада длилась долго, и с июня 1601 до сентября 1604 рубашку инфанта не снимала. Шемиза стала желто-коричневой, отсюда и "изабеллин цвет". Так вот, эта инфанта - Изабелла Клара Евгения.

А вторая дочь, Каталина Микаэла, больше напоминала свою красавицу мать, чем отца. Будучи младшей из двух инфант, а, значит, не такой "важной" для государственных целей, она вышла замуж по любви за Карла Эммануила, герцога Савойского. Однако, увы, умерла молодой, в тридцать лет.



Но вернемся к Филиппу. Если бы Елизавета родила ему сына, он, скорее всего, не женился бы вновь. Но наследник, дон Карлос, умер, и четвертой женой Филиппа стала Анна Габсбург, старшая сестра упоминавшегося выше Альбрехта, дочь сестры Филиппа, Марии. Кстати, Анну тоже сперва предназначали в жены дону Карлосу, как и ее Елизавету. Но в результате она, как и Елизавета, вышла не за сына, а за отца.



У Анны и Филиппа было пятеро детей - Фернандо, Карлос, Диего, Филипп и Мария, но выжил только Филипп, будущий Филипп III.



В 1580, после десяти лет брака, Филипп и Анна отправились в Португалию, где как раз умер бездетный король Энрике. Поскольку матерью Филиппа была португальская принцесса, он хотел закрепить свои права на португальский трон. В пути король заболел инфлюэнцей, а Анна, ухаживая за мужем, заразилась и умерла. Ей было всего тридцать.



Поговаривали, что пятой женой Филиппа станет его вторая его племянница, Маргарита, сестра Анны. Но в 1585 году, когда ей было 18 лет, Маргарита ушла в монастырь.



А Филипп? Филипп прожил вдовцом после смерти четвертой жены еще восемнадцать лет.



Бедные королевы. Бедные принцессы. Их выдавали замуж, они рожали детей, часто умирая в родах, а в учебниках истории потом писали: "Такой-то, сын такого-то". А о "такой-то" - ни слова.



(Post a new comment)


[info]anoriel
2005-04-12 11:44 am UTC (link)
Здорово...
(не все картинки видно) :-/

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 11:46 am UTC (link)
Исправила.

(Reply to this)(Parent)


[info]murmyak
2005-04-12 11:49 am UTC (link)
Спасибо! Очень интересно!

(Reply to this)


[info]eylie
2005-04-12 12:20 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 02:34 pm UTC (link)
Продолжение следует. :)

(Reply to this)(Parent)


[info]helce
2005-04-12 01:00 pm UTC (link)
Спасибо! Здорово!
А принцессы, по-моему, обе красивые - и Изабелла-в-сорочке, и Каталина.

А еще есть другая проблема - если уж упоминается "такой-то", то легко определить, чей он сын. А этих многочисленных дочерей, эти бедные "разменные монеты" часто даже не включали в развесистые генеалогические древа - и ищи потом, чья же дочь "такая-то". :((

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 02:24 pm UTC (link)
А на детском портрете они вообще на одно лицо. :) Жаль, не могу выложить все портреты - тех же Изабеллы и Каталины. Очень много получится.

Да, именно. И потом, даже у меня, человека, который прицельно в это погружается, все эти Марии, Анны, Марии Анны постепенно сливаются в голове. Сколько их было, этих "Маргарит Австрийских", "Анн Австрийских".. А знаем мы в лучшем случае одну-другую - и то в основном благодаря историческим романам. И так радуешься, когда встречаются сведения, что, мол, "была счастлива в браке"; или "стала регентом" - то есть оставила какой-то след в истории. Эх, "разменные монеты"..

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]helce
2005-04-12 03:56 pm UTC (link)
А кстати, от повторения карлов-филиппов-людовиков они не путаются?
Анджей рассказывал, как он читал студентам лекцию про тенденции развития Европы в развитом средневековье, кажется, и там было такое количество Генрихов, что студенты взвыли: "Еще один! Как вы сами их помните?"

Я роюсь в генеалогиях византийцев, какие могла найти, и у меня тоже рябят в глазах Мария-Феодора-Ирина-Мария. ОДна генеалогия утверждает, что я родная племянница императора Мануила, другая - что внучатая. По этому вопросу меня свели с молодым человеком, который давно и серьезно увлекается историей Византии. Но даже он во всех своих книгах не смог найти мне родословную моей Марии. В ответ на мое неудовольствие :) сказал недоумевающе: "Но ведь это такая мелочь, не представляющее интереса".
А мне теперь все интересно. Где поженились Мария с Ибелином? Кто был на их свадьбе, кто венчал их, кто воспитывал их детей - даже точный список их ДОЧЕРЕЙ найти оказалось крайне сложно (хотя сыновья упоминаются везде. :-Ь) Как выглядел их дом? Увы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 04:40 pm UTC (link)
С мужчинами легче - у них есть номера. :) (Знаешь, я вспоминаю экзамен по новейшей истории Восточной Европы на пятом курсе. Когда я подготовила одну восьмую материала, то выучила двести(!) дат. Самой страшно было. :) ) Генеалогиями я интересуюсь уже много лет - как сейчас помню, перед выпускным по физике, вместо того, чтобы к нему готовиться, сидела и составляла таблицу французских и английских королей, с датами правления и жизни. Это теперь ссылку ткнул - и все как на ладони, а тогда, еще не имея дома исторической энциклопедии, etc., пользовалась подручными средствами. Я это все к тому, что Карлы-Филиппы, как ни странно, не очень путаются. :) Правда, если мы говорим о королях. А если брать властителей рангом пониже (принцев, например, или герцогов) - то тут да, впору взвыть.

А с женщинами да, сложная ситуация. Даже во вполне полных, приличных вроде бы источниках то и дело пробел - скажем, король или принц такой-то, дети такие-то.. а от кого дети? Прочерк. И родословные этих детей, в свою очередь, куда чаще дают сведения о потомках мужского пола, чем о дочерях. Увы-увы.

А молодой человек - балда, уж прости. Потому как, если увлекается историей, то должен сознавать - что для кого-то мелочь, для другого - цель исследования. Фф.

Кстати, об Ибелине - а о нем самом известно достаточно? Я имею в виду события ДО падения Иерусалима?

(Reply to this)(Parent)


[info]ermenengilda
2005-04-12 07:17 pm UTC (link)
Это как авторы "Всемирной истории, изложенной Сатириконом" жаловались на бесконечных немецких Фридрихов и Фридрихов-Вильгельмов :-)

(Reply to this)(Parent)


[info]dirnaith
2005-04-12 02:08 pm UTC (link)
Нищастные принцессы!
/me жалостливо всхлюпывает носом.

Терн, пиши еще.
Очень интересно.

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 02:26 pm UTC (link)
Спасибо. Продолжение про дона Карлоса уже готово, выложу на днях, только портреты подберу и уменьшу.

(Reply to this)(Parent)


[info]kolonok
2005-04-12 02:54 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]falathil
2005-04-12 03:48 pm UTC (link)
Спасибо!

Хочу еще:)

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-12 04:45 pm UTC (link)
Будет на днях. История мало того, что с иллюстрациями, еще и с фрагментами либретто. :) Эх, жаль, музыкальные файлы не прикрепишь. :))

(Reply to this)(Parent)


[info]sciuro
2005-04-12 05:32 pm UTC (link)
Спасибо, Терн, очень интересно!

(Reply to this)


[info]ermenengilda
2005-04-12 07:19 pm UTC (link)
Отлично! Приятно было встретить здесь знакомые лица :-)

(Reply to this)


[info]_green_mouse
2005-04-13 07:47 am UTC (link)
"В мемориз!" (заодно узнала, как это делается) :)
А Марию Кровавую (она же Уродливая) действительно очень жалко, по-женски. Была умница, хороша собой (в более раннем возрасте- Уродливой-то ее Филипп назвал), судя по всему, у нее был добрый характер, а также достаточно твердости и образования, чтобы править страной. Однако вот - тотальное невезение. Всю молодость провела фактически в заточении, объявленная бастардом (спасибо папаше Генриху и его второй и последующим женам). После освобождения выходить замуж ей было поздновато, а не выходить - нельзя, надо было оставить наследника-католика, детей у нее быть не могло, но очень хотелось (у ее родителей были с этим тоже большие проблемы). Да, и постоянные женские болезни. Любимый муж ее кинул, основная задача ее правления - восстановление католичества в Англии - решению не подлежала. Плюс наследство - шестилетний бардак в стране в предыдущее правление Эдуарда VI. Плюс голод и эпидемии. И в истории осталась как Кровавая Мэри. Бедная женщина. Жертва пропаганды, почти как Борис Годунов, на коего тоже повесили всех собак, оставшихся еще с Ивана Грозного.
Зато вот ее наследнице - той везло почти во всем. Но это уже другая история :)

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-04-13 08:03 am UTC (link)
Да, и то, что она сама лично занималась благотворительностью - тоже не вспоминают.

Ну не красавица.. Так Елизавета-то тоже, скажем прямо, красавицей не была! Однако же все ее такой считали. Поди не посчитай. :) Нет, Марию действительно жаль. Вот каково это было - знать, что тебе уже почти сорок (даже теперь первые роды в сорок лет - это сложно, а тогда?..), ребенок нужен, а не получается? Ты к мужу всей душой, а он так о тебе отзывается?

Хотя, конечно, леди Джейн мне тоже жаль.

(Reply to this)(Parent)


[info]shakko_kitsune
2005-07-10 11:53 am UTC (link)
вот мария мануэла португальская. только тут она какая-то усталая.
Мне так жаль ее. В надгробиях Эскориала ее памятник стоит рядом с сыном - доном Карлосом. Ведь в итоге - бессмысленное существование.


Maria Manuela of Portugal Maria Manuela of Portugal





чорт. надо, наверно, сайт все-тки привинтить, а то жж-аккаунт скоро кончится. Сайт у меня, правда, больше по художникам, чем по персоналиям. Ибо психологизму у меня, в отличие от вас, как-то маловато...

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2005-07-10 06:45 pm UTC (link)
Да, я с тех пор еще нашла ее изображения, но заметки о Филиппе II еще не обновляла. А вот этого у меня не было..

Психологизм - это в данном случае приправа. Когда-то для меня "Веласкез писал инфанту Маргариту". А потом стало важнее, что "была инфанта, и ее писал Веласкез". И стало интересно - а что там, за портретом..

(Reply to this)(Parent)


[info]leila1910
2007-05-04 07:53 am UTC (link)
Постоянно читаю Ваши интересные истории. Особенно нравятся портреты. Просто умираю...:-)) Вы искусствовед?

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2007-05-04 08:23 pm UTC (link)
Спасибо. :) Я от портретов определённых эпох тоже умираю. :))
Нет, увы. Я выросла в семье художников, и мама моя, скажем, как раз искусствовед. А я - так, историк по образованию, причём специализировавшийся на совершенно других вещах. Ах, нет, вспомнила - по образованию я ещё и музеевед. :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]leila1910
2007-05-07 03:54 am UTC (link)
На самом деле я тоже историк и работаю, собственно говоря, по специальности. В этом году начала читать спецкурс по XVI веку. Искала картинки для презентаций и нашла Вашу замечательную страничку. Спасибо большое!Сейчас пытаюсь воосоздать историю Французского королевства в портретах.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]eregwen
2007-05-07 08:24 am UTC (link)
О, как интересно! Я как раз Францией интересуюсь меньше всего, но кое-что есть. Давно уж готовила подборку портретов французских аристократок середины 16-го века (как иллюстрацию к тогдашней моде :) - тогда не буду тянуть и выложу на днях, вдруг Вам пригодится.

http://www.diar.ru/marianna/photos/portret/ - вот сюда я потихоньку выкладываю все свои запасы, недавно сделала разбивку по странам.

Если нужны какие-то определённые портреты, Вы скажите - на жёстком диске у меня лежит куда больше, и за последние годы я неплохо изучила места, где можно поискать. :)

(Reply to this)(Parent)


[info]leila1910
2007-05-07 04:02 am UTC (link)
у Изабеллы-Клары (также Эухении:-)) очень властное лицо. Даже в детстве, правда? Я читала, что она была любимой дочерью Филиппа II После Костера вообще сомневаешься, что он мог кого-то любить.:-)))

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2007-05-07 08:29 am UTC (link)
О-о, я тут как раз читала дурацкий полуисторический роман, где Изабелла-Клара появлялась в нескольких эпизодах - там у неё характер стррррогий, а бедный Альбрехт трепещет, как осиновый листок, перед своей суровой и очень благочестивой супругой. (О ужас, она там фрейлин порола розгами за, скажем, любовные записки! :)

(Reply to this)(Parent)


[info]leila1910
2007-05-08 06:44 am UTC (link)
Спасибо, Терн?
А можно на "ты"? Не возражаете?
Я делала портретную галерею детей Екатерины Медичи, в основном, кисти Клуэ. Если интересно, могу прикрепить с комментариями.:-))

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2007-05-08 07:09 pm UTC (link)
Конечно, нет. :))

http://eregwen.livejournal.com/353282.html - у меня только дочери. :) С удовольствием посмотрю!

(Reply to this)(Parent)


[info]real_uruloke
2008-01-03 06:43 pm UTC (link)
Огромнейшее спасибо! :)
Однозначно в мемориз!

(Reply to this)(Thread)


[info]eregwen
2008-01-03 09:14 pm UTC (link)
Вам спасибо за интерес. :) Про испанских и португальских монархов истории ещё будут.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]real_uruloke
2008-01-03 10:52 pm UTC (link)
Я тогда обязательно Вас зафрендю! Вы не против?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]eregwen
2008-01-04 10:08 am UTC (link)
Ну как же можно быть против? :)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…