Аля ([info]alla_maria) wrote,
@ 2004-03-20 01:18:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Об отношении к умственно-отсталым

Навеяно постом  [info]ptfenix

http://www.livejournal.com/users/ptfenix/131883.html

К этим вещам - инвалидность, умственная отсталость, психические заболевания и вообще различные отклонения от "нормы" - в России, действительно, отношение совершенно другое. Не знаю, почему. В силу ли воспитания, неразвитости общества или чего-то другого, но есть здесь, мне кажется, какой-то заложенный в каждом, независимо от его убеждений, иррациональный дремучий страх, смешанный с отвращением. И какие бы гуманные убеждения не иметь, но чувство это в глубине где-то все равно сидит, и исчезает оно только за годы жизни в другом обществе и с людьми, принципиально по другому к этому относящимися.

Когда Филиппу было полтора года (я тогда в Германии уже жила где-то года четыре), я поехала с ним на крестьянский двор вместе с одной немецкой парой с двумя детьми. И там была группа умственно-отсталых детей, которые, естественно, гуляли во дворе и вообще пользовались полной свободой. Так вот, можете называть меня как угодно, но, когда мы были во дворе, и туда выходили эти дети, мне было не по себе. Я чувствовала себя плохо. Я их боялась. Я не знаю, чего именно я боялась, так как они были абсолютно неагрессивны. Но они подходили к нам, пытались с нами разговаривать... И меня поразило тогда, как легко и непринужденно эти мои друзья немцы, с которыми я поехала, с этими детьми общались, отвечали им, смеялись... Они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО по другому на это реагируют. Они не испытывают ни отвращения, ни страха. И им не надо себя уговаривать, что больных людей не нужно изолировать от общества НЕСМОТРЯ на отвращение окружающих. По той простой причине, что НЕТ этого отвращения, вообще нет.

Правда, можете мне поверить. Потому что за тринадцать лет жизни среди этих окружающих я сама изменилась. Мутировала. Некоторые говорят, онемечилась. И я теперь тоже ничего подобного не испытываю. У меня Филипп сейчас учится в интегративном классе, где вместе с обычными детьми учатся три умственно-отсталых ребенка. Я его туда специально не отдавала, так получилось, что он туда попал, но я ничего не имела против. И вообще, в Германии это воспринимается нормально и естественно. И совместное обучение детей-инвалидов вместе с обычными детьми - это далеко не уникальный эксперимент, хотя и не повседневное явление.

Филипп и его одноклассники с этими детьми общаются и играют совершенно естественно. Так же естественно, как Филипп общается и играет со своими сестрами, которые по развитию тоже стоят ниже, чем он (одной четыре года, другой два). Ну и что? Я тоже общаюсь с этими детьми, когда случается, абсолютно нормально, без всякого внутреннего содрогания. Но это сейчас, когда я много лет живу здесь. И я помню, что так было не всегда.

Я не оправдываю тех, кто пишет посты, подобные тому, который всех так разозлил. Но дело в том, что автор этого поста, видя людей с отклонениями, испытывает то самое чувство дремучего ужаса. И подразумевает, что оно естественно, что его испытывают ВСЕ, И считает, что надо здоровых людей от этого чувства оградить, изолировав "даунов". А другие люди считают, что изолировать нельзя, а что надо этот ужас в себе преодолеть. А оказывается, что чувство это можно ВООБЩЕ не испытывать, и вообще, получается, что оно не естественно для всех, а характерно именно для русских (вспоминаю пост Птицы Феникс про реакцию марокканской кассирши на рассказ о Гошиной ручке ("У нее такие глазенки! Пусть она будет здорова и счастлива") и про то, что НИКТО из русских так не отреагировал, что ВСЕ реагируют совершенно иначе). В чем здесь дело? В иррациональности "русской души" и в большом количестве "тараканов"? В страхе перед любым отличием от нормы ("что люди скажут")? Или это следствие жизни в тоталитарном обществе, где все должны быть одинаковыми и "быть другим" нельзя?



(Post a new comment)


[info]slonyshko
2004-03-20 04:07 am UTC (link)
К счастью, русские тоже бывают разные. Когда в комментариях к посту Птицы нечаянно перепутали Катеночку с Катечкиной, мне сразу вспомнилось, что как раз Катечкина писала на эту тему. И написала так, что не добавить, не убавить:
http://www.livejournal.com/users/katechkina/8371.html#comments

(Reply to this)(Thread)


[info]alla_maria
2004-03-21 07:18 am UTC (link)
Да, хорошо написано про сладкую щечку.
Правда, ненормативной лексики многовато, на мой вкус
Может быть, такие дети для того и существуют, чтобы выявлять нашу глубинную сущность. В этом их назначение...

(Reply to this)(Parent)


[info]pumukel
2004-03-20 06:32 am UTC (link)
Знаешь, нас воспитывали по принципу: а у нас в стране секса нет.
То есть, у нас в стране нет и инвалидов.
Это же надо сделать усилие над собой, подумать немножко, чтобы начать по-другому относится.
То есть, чувства чувствами, но надо же думать головой.
Пусть ты съеживаешься, но не думаю, что ты скажешь: уберите ребенка с детской площадки, он инвалид :(

(Reply to this)


[info]alla_maria
2004-03-20 06:59 am UTC (link)
Нет, я так не сказала бы и раньше, но раньше я съеживалась, а теперь нет. И вот в этом разница: перебороть в себе это чувство, или вовсе его не испытывать. Потому что если ты внутренне съеживаешься, то все же невольно это выдашь, а как раз такие дети это чувствуют безошибочно. И мне кажется, что тут культурное отличие. Людям, живущим в России, надо это чувство перебарывать, а у кого-то его не возникает вовсе.

(Reply to this)

Забрела
[info]shoshana_flor
2006-12-05 07:41 pm UTC (link)
А по испанским меркам - в Германии дремучий страх. Потому что там все школы - интеграционные по определению.

Меня же, наверное, до конца жизни теперь будут подозревать в "онемечивании". Не будешь же всегда и всем рассказывать, что у моей садовской подружки была старшая сестра, с которой все мы радостно играли в песочнице...

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…