albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-07-18 19:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Жуковского 7, Проза

МАЛИНА
- Что такое: украсть? – спросил я как-то у мамы.
Было мне, о ту пору, чуть больше шести, так что, вопросы я задавал самые разнообразные и весьма многочисленные.
- Взять без спросу! – машинально ответила мама. И убила меня наповал.
Значит я вор!

Ведь только сегодня мной был «взят без спросу» у соседского Додика царский пятак, дававший неоспоримые преимущества при игре в расшибалочку, пожара и стеночку. Вспомнив и другие случаи, происходившие со мной во дворе и дома, я и вовсе приуныл. Более того, почувствовал себя законченным рецидивистом, хотя тогда и не знал этого слова.
Слегка согревала мысль о том, что в своей, не очень-то почетной профессии, я далеко не одинок. Ну, кто, скажите, из нашего двора удерживался от того, чтоб не прихватить из буфета кусок сахара или пойти с ложкой наперевес на банку варенья? Деньги и вещи – другое дело. Их никогда не крали. И чувствовали себя вполне честными людьми. А тут… Если бы определение воровству дал кто-то другой, то я бы не так горевал. Но раз мама так сказала…
Было отчего прийти в отчаяние. Я ведь уже знал, что вор – это уголовник. А на уголовников мы во дворе насмотрелись. Более того, наслушались. Некоторые выражения, слету усвоенные и тут же употребленные, привели даже к суровым репрессиям со стороны старших родственников.
Помню, как меня стыдил папа, говоря, что, употребляя эти выражения, я уподобляюсь подонкам общества.
Уподобляться «подонкам общества» я никак не хотел, но, видно, судьба такая судилась – стать вором… Нет, в одиночку я это пережить не мог. Пришлось выйти во двор, чтоб поделиться информацией и горем. Встречено мое сообщение было неоднозначно. Толстый Эдик, не имея других аргументов, просто дал мне по шее. Те же, кому я сам мог дать по шее, поссорились со мной на веки вечные. В итоге, мало того, что я оказался вором, но и напрочь лишился всех друзей. Более того, мне объявили, что такие честные люди, как ребята и девочки из нашего двора, не хотят иметь ничего общего с вором, по которому тюрьма давно уже плачет.
Не знаю, как тюрьма, но я заплакал отчаянно. Правда, уже вернувшись домой.
Потянулись унылые дни. Во дворе делать было нечего. Да и небезопасно было там появляться, ибо кличка – вор! – звучала отовсюду.
С отчаяния, пришлось зарыться в книги. Одна из них произвела на меня неизгладимое впечатление. Я не помню, за давностью лет, название этого «бессмертного» произведения. Возможно, что его и не было, ибо книжка не имела ни начала, ни конца, поскольку осталась у нас от домработницы, которая, проработав у один день, ушла на базар за покупками и больше не вернулась. Эту замечательную книжку она, видимо, оставила в залог.
В книжке рассказывалось, как матерые уголовники собираются на свое собрание, которое носило ягодное название – малина. Там они едят и пьют, поют очень красивые песни (отрывки из этих песен приводились) и рассказывают друг другу о своих ярких приключениях. Да-а, век живи – век учись! Только прочтя то, что осталось от захватывающей книжки, я понял яркий смысл выражения: «Не жизнь, а малина!».
Я задумался над тем, что, если бы все окружающие дети не были бы столь честными, то у нас во дворе получилась бы замечательная малина и было бы так интересно и весело жить.
Но как, как донести до моих новоявленных недругов содержание книжки?
Я думал, думал и… сообразил.
Во двор я вышел, прижимая книжку к себе. Я берег ее и лелеял, как мать ребенка-грудничка. Я чуть ее не целовал. Во всяком случае, любовно поглаживал. На меня обратили внимание. Словно не замечая этого, я выбрал укромный уголок и занялся чтением. Я читал восклицая, возвращаясь к заветным местам, что-то напевая и улыбаясь. Такого выдержать мои бывшие сотоварищи просто не могли. Короче, книжку у меня забрали. Сделав вид, что смертельно расстроен, я пошел домой. А ребята стали читать книжку. Все вместе. Вслух!
Через час раздался стук в дверь. Я открыл. На пороге стоял Валька.
- Знаешь, - сказал он, - я ведь каждый день сахар из буфета тырю!
- Заходи! – пригласил я.
Потом пришли Света с Дорой, потом Марик…. Банда начинала оформляться.
Когда мы вышли во двор, к нам присоединились еще пять человек.
Вопрос о главаре не стоял. Как вор с наибольшим стажем, я был избран единогласно.
И начались золотые денечки. Наш двор стал замечательной малиной, где так приятно было, собравшись, поговорить о своих уголовных делах, наметить будущие грабежи, спеть замечательную песню «Мурку», из которой знали мы строк шесть, и то не подряд.
Но воровская жизнь закончилась довольно быстро. Пролетел август и пришлось отправляться в ссылку. Начался учебный год. Для большинства из нас он был первым.




(Post a new comment)


[info]ardent_desire
2005-07-18 09:01 am UTC (link)
а что было на каникулах? :)

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:04 am UTC (link)
Эта самая малина, о которой пишу.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ardent_desire
2005-07-18 09:35 am UTC (link)
Это было до школы. А после первого класса летом есть еще каникулы, забыли? :))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:47 am UTC (link)
Было что-то другое. Не помню уже.

(Reply to this)(Parent)


[info]chele_sta
2005-07-18 09:12 am UTC (link)
И опять чудесно от первого до последнего слова, и хочется продолжать читать ещё и ещё; по мне - распишите каждый день этого шейгеца, унтервелтника - я буду только рада. :-)

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:20 am UTC (link)
Я и сам не против. Но идет как-то периодами. Уже почти 70 рассказиков. В общем, стараюсь, но не каждый день получается. А Вам спасибо!

(Reply to this)(Parent)


[info]lanka10
2005-07-18 09:30 am UTC (link)
Чудесно написано! Читать - сплошное удовольствие.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:33 am UTC (link)
А какое удовольствие получать такие комменты!!! 8)

(Reply to this)(Parent)


[info]skazochka
2005-07-18 09:36 am UTC (link)
Вы ведь и раньше так же собирались во дворе , только теперь все это называлось вкусным и сладким словом "малина" :))) Стало еще интереснее! Только почему все заканчивалось к учебному году? ;)

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:49 am UTC (link)
Первый класс. Присмотр. Уроки. Новые впечатления. Я-то читать-писать давно умел, а немногие, правда, нет. Интересы другие. Друзья в классе. Распалось это все на время. А потом другие развлечения пришли.

(Reply to this)(Parent)


[info]tima
2005-07-18 09:46 am UTC (link)
но сейчас-то, я надеюсь, уже в законе?

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 09:50 am UTC (link)
Век воли не видать!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]tima
2005-07-18 10:00 am UTC (link)
я и не сомневался, лопни от рома моя селезенка!

(Reply to this)(Parent)


[info]leon_orr
2005-07-18 10:46 am UTC (link)
Ну, артист!"Я с детства был особенным ребенком, на папу и на маму непохож!"
В рассказе "Мандарины" я писала, что была шокирована поведением мамы и бабушки, которые не заставили меня вернуть украденные мною мандарины назад в совхозный сад после того, как они квалифицировали мои действия как кражу.
Вот если бы они не сказали, что я мандарины украла...
Тартюфом маленьким я была.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 11:34 am UTC (link)
Ладно, ты Тартюф... Но он, я читал, плохо кончил.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-07-18 12:42 pm UTC (link)
А я исправилась!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-18 12:55 pm UTC (link)
Что ж... Как писали на важных документах: - Исправленному (ой) верить!

(Reply to this)(Parent)


[info]_mar_go
2005-07-19 12:29 am UTC (link)
Какой умный мальчик! :))

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 01:00 am UTC (link)
Ну-у, не думаю... Там все такие были.

(Reply to this)(Parent)


[info]mbla
2005-07-19 01:37 am UTC (link)
Пытаюсь вспомнить, что я брала без спроса.

Помню только, что я прятала - произведение Мопассана "Жизнь", из которого я пыталась про жизнь понять - но Мопассан только сбивал с толку.

Мама нашла книжку, запрятанную в ящик стола, и едва не умерла со смеху.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 01:54 am UTC (link)
Про Мопассана есть рассказик "Записки несостоявшегося гения". Но я его переделал и снова вывешу. Прежний есть в инфо, но он меня не совсем устроил. А вообще, если ты пытаешься вспомнить, что брала без спросу, то в нашу, ту, прежнюю, компанию не проходишь. Мы это не только помнили, но и знали!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]mbla
2005-07-19 03:52 am UTC (link)
Нет, всякие чужие фрукты-овощи - это ясно. Не помню только, в каком возрасте это началось. А ещё бывают тайные действия - например, когда родители вечером уходили из дома, можно было скакать по стульям - со стула на стул, или кипятить в водке листочек, чтоб выпарить хлорофил.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 04:00 am UTC (link)
Да-а, перспективной для поголовного кодекса была ты девушка. А Марья?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]mbla
2005-07-19 05:21 am UTC (link)
Ну, я же старшая всё-таки! Машке вообше досталось - тяжело быть младшей сестрой. Ей приходилось немало плясать под мою дудку. А на даче нас вообще было три девицы - ещё наша двоюродная Танька между нами по возрасту. Так что я была главной.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 09:05 am UTC (link)
"Три девицы под окном крали поздним вечерком..." От пахана паханше. :-))))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]mbla
2005-07-20 03:15 am UTC (link)
Слушай, я вспомнила самое раннее - ты вор, а я грабитель! Смутные воспоминания - в три года в Пицунде отнимаю прекрасный жёлтый плавательный круг у троюродного брата, который меня на год старше, и он, добрый, отдаёт. А по родительским рассказам за год до того отнимала у него велосипед, и папе пришлось срочно на стипендию велосипед покупать!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-20 04:04 am UTC (link)
Ты не грабительница, а гоп-стопница.:-)))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]mbla
2005-07-20 02:34 pm UTC (link)
Ой, а я это слова слышала, но никогда не знала, что оно точно значит.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-20 11:55 pm UTC (link)
Гопстопничают, обычно, на транспортных средствах.

(Reply to this)(Parent)


[info]kurkumama
2005-07-19 07:42 am UTC (link)
спасибо :)) тема детского воровства такая - скользкая, а как вышло у вас все хорошо...

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 09:08 am UTC (link)
Ой, что Вы. Скользкие темы я не затрагиваю. Я просто вспоминаю, улыбаясь, себя и своих сверстников. Мне даже жаль немного, что мои дети лишены были возможности быть "дворовыми" и "вкусить прелести" той, давней детской свободы.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kurkumama
2005-07-19 03:24 pm UTC (link)
просто буквально на днях ме_одов утащил у меня буквально из-под носа 500 иен (не бешеные деньги, но все же) и пришлось конкретно побеседовать с ней на тему воровства. хотя, казалось бы, в теории все давно ясно.
правда жаль, что детки нынче не получают вот этой вот детской свободной среды, общения во дворе, ведь многие навыки и убеждения идут именно оттуда, а не от родителей (и не обязательно только плохие! :)))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-07-20 12:05 am UTC (link)
Там в рассказе есть строчки специально для такого случая. Где написано, что деньги и вещи мы не брали никогда.
Нина - необычная девочка. Вы это знаете. Я читаю ее посты. В ней, несмотря на то, что она "не очень большая" (она мне так написала), есть тяга к самостоятельности. Она как-то писала, что они играли в магазин и было очень интересно самой тратить деньги. Может, все от этого?
Еще, извините, может это не мое дело, но Вы пишете об этих 500 иенах. Но ведь это может прочесть любой пользователь, читающий комменты. А еще что-то написать... Это же травмирует ее.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kurkumama
2005-07-20 03:04 am UTC (link)
да, я на эту строчку обратила внимание, и очень тепло на душе стало, правильно так...

а про денежки мы с ней выяснили все, она рассказала, для чего они ей нужны были, я согласилась добровольно финансировать ее затеи :)) просто ей одобрение нужно было... думаю, этот разговор лучше вот так мирно проговорить, тем более, что человек и правда самостоятельный.

спасибо Вам от нас обеих.

(Reply to this)(Parent)


(Anonymous)
2005-07-19 07:49 am UTC (link)
Саш, чУдный рассказ: не убавить - ни прибавить!
Свою первую кражу тоже помню хорошо: пластмассовый кувшинчик у подружки в 4-хлетнем возрасте. Это было такой редкостью тогда - посудка для детей! Я так просила дать поиграть на время! Не дали - сама взяла. Через 10 минут прибежала мама подружки,и меня бабушка отругала. Но не это запомнилось: бабушкин стыд за меня, ее чуть не унизительные извинения перед разъяренной молодой женщиной. Я та-ак раскаивалась тогда! И на всю жизнь запомнила.
Это не значит, что больше не крала: и сады "обносили" под моим руководством, и сирень в палисадниках, пока не выросла. Вот только чужие фрукты и цветы не считали кражей - никто не надоумил..., пока не попались. :))

(Reply to this)


[info]israelim
2005-07-19 07:51 am UTC (link)
Саша, предыдущий анонимный пост - мой. Вот что значит по полмесяца к друзьям в журналы не смотреть - все забыть можно, как и себя зовут.:))

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-07-19 09:02 am UTC (link)
ВСегда рад твоему появлению. Жаль, что этой радости мне выпадает немного. А рассказик такой себе - всеобщий получился. Об этом и думал, когда писал.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…