albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-05-21 19:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Жуковского 7, Проза

ВЫЗОВ
Боюсь, уважаемые друзья-читатели, что у вас возникло превратное мнение о некоторых моих героях. Это моя вина. Я, наверное, каким-то образом сделал их смешными и недобрыми, а это, в большинстве случаев, не так.

Например, дядя Ваня, который уже несколько раз появлялся на страничках этих повествований, был вовсе неплохим человеком. Он работал где-то сторожем, а в свободное время гнал и гнал самогон. Все об этом знали, но дядю Ваню не трогали. Как говорили специалисты, уж больно хороший продукт у него получался. Интересно, но и при румынах дядя Ваня занимался тем же. В начале войны он попал на фронт, был ранен в первые же дни, отлежался в какой-то хате, а потом пробрался в Одессу, только-только занятую врагом. Никто на его халупу не позарился. Вот и стал он жить и самогоном торговать. Рассказывали, что довольно часто заглядывали к нему и оккупанты. Пили, закусывали, пели песни, в общем, веселились. А в схороне под полом сидела и отнюдь не веселилась семья Зильберов, которая пряталась там всю войну. Злые языки потом говорили, что каждая ночь, проведенная Зильберами в дядиванином подвале, стоило им больше, чем ночлег в пятизвездочном отеле. Но, во-первых, никто толком не знал, что такое пятизвездочный отель, а, во-вторых, и это важно, дядя Ваня после войны оставался таким же нищим, как и до нее. Есть еще и третий аргумент в пользу дядиваниного бескорыстия. О нем, собственно и рассказ.
Семья Зильберов, числом два человека благополучно дожила до прихода советской армии. Они еще некоторое время жили в нашем дворе, затем уехали во Львов, оттуда перебрались в Польшу. Дальше следы их потерялись. Да, во избежание лишних разговоров, сообщаю, что люди эти носили совсем другую фамилию, сообщать которую я, по некоторым соображениям, не намерен.
В конце семидесятых годов прямо к нашим воротам подкатила белая «Волга». Двое молодых людей, вышедших из машины, скрылись ненадолго в квартире дяди Вани. Вышли они уже вместе с ним, затолкали в машину и увезли в неизвестном направлении. Вернулся дядя Ваня не скоро и пешком. Зайдя к домой, он наскоро глотнул рюмку-другую и снова вышел.
Для начала, он набил морду дворовому антисемиту Жоре, которого до сих пор никогда не трогал. Заинтересованные соседи подтянулись поближе. Выбрав нескольких таких же, как он, пожилых людей, а дяде Ване было хорошо за шестьдесят, он рассказал им историю, разглашать которую ему запретили.
Дело в том, что отвезли дядю Ваню в дом на улице Бебеля, нынешней Еврейской, в дом, который в каждом городе традиционно является самым высоким. Короче, в КГБ. Там дядя Ваня узнал, что пропавшие Зильберы, оказывается, вполне благополучно проживают в Израиле. Более того, они прислали дяде Ване гостевой вызов в Израиль, собираясь, при этом, оплатить все его расходы. Представляете? Конец семидесятых и вызов в Израиль! Странно даже, что за дядей Ваней прислали «Волгу», а не БТР. От него требовали гневного письма империалистам Зильберам с отказом от приглашения. Дядя Ваня сослался на почти полную неграмотность и письмо писать отказался. Тогда потребовали подписки о неразглашении. Но и ее дядя Ваня не дал. Он твердо и на всю жизнь усвоил, что в таких заведениях ничего подписывать нельзя. Помучившись с ним несколько часов, гебешники отпустили его восвояси, пригрозив напоследок. Вызов, правда, не отдали.
Но сам факт существования такого документа изменил дядю Ваню. Он срочно полюбил евреев, хотя прежде особой любовью к ним не отличался. Еще он стал интересоваться «этой самой Израильщиной». Но информация из тех мест поступала скудная…
Через несколько лет дядя Ваня умер.
А в 1989 году Одессу посетили Зильберы. Побывали они и в нашем дворе. Рассказывали, что, узнав о смерти дяди Вани, они отыскали его могилу на Таировском кладбище и оплатили установку приличного памятника.
Так что лежит дядя Ваня не под провалившимся холмиком, а под стелой с портретом в жаркой, рыжей и злой Одесской земле, бывшей родной для всех и… не удержавшей многих, многих и многих.




(Post a new comment)


[info]levkonoe
2005-05-21 09:54 am UTC (link)
Спасибо.
Очень душевно.


Никакие они у Вас не злые. Как говорится "а жизнь какая?"

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 10:23 am UTC (link)
Cпасибо, утешили...

(Reply to this)(Parent)


[info]skazochka
2005-05-21 10:21 am UTC (link)
Знаете , у меня ни разу не возникло такого чувства , что вас окружали злые люди. Вы же очень доброжелательно о них пишете , с любовью. Наоборот , понимала , что люди такие же , как и везде , такие же и рядом со мной жили и живут , только рассказывать о них я не могу , а вам это прекрасно удается! Пишите , вспоминайте , я с вашими рассказами получаю приличную порцию хорошего настроения и душевного тепла :)

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 10:25 am UTC (link)
Спасибо. Очень приятно читать такое :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]skazochka
2005-05-21 10:30 am UTC (link)
Я вам не льщу , мне и вправду вас читать интересно :))

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 10:38 am UTC
(no subject) - [info]skazochka, 2005-05-21 11:12 am UTC

[info]ya_tanechka
2005-05-21 10:29 am UTC (link)
Нет, такого впечатления твои рассказы не производят. Совсем нет. А от рассказа про дядю Ваню что-то мороз по коже прошел. Ведь не боялся, всю войну прятал людей... Корыстно-бескорыстно, какая разница, жизнь-то он им спас...

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 10:37 am UTC (link)
Ох, всяко бывало... Я специально этот рассказик написал в ответ на комменты к предыдущему о снежной крепости. Каие-то они черно-белые были...
Жизнь спас... Скажи: - А разьве это какой-то критерий? Знак качества?
Я, вон, тоже своему водителю как-то жизнь спас. Ну, и что? Ни хорошим, ни добрым себя не считаю... Человек...
Все мы - люди. Или почти все...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-05-21 10:49 am UTC (link)
Я еще посмотрю комменты к снежной крепости. Мне так не показалось. А на счет спасения жизни - да, критерий. Потому что, если бы не оказалось в Одессе этого дяди Вани, не важно из каких побуждений, но сделавшего это, то возможно не оказалось бы никого, и эта семья погибла бы в газовой камере. Большинство людей представляют из себя зрителей, которые стоят и смотрят. И только малая часть способна на действие - плохое или хорошее, но действие. Я считаю, что спасение жизни - да, знак качества, во всяком случае для спасенного. И благодарность - это не то, чего ждет спаситель, но тот минимум, на который обязан спасенный.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 11:02 am UTC
(no subject) - [info]ya_tanechka, 2005-05-21 11:11 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 11:15 am UTC
(no subject) - [info]ya_tanechka, 2005-05-21 11:19 am UTC

[info]leon_orr
2005-05-21 12:16 pm UTC (link)
Не были они черно-белыми. Просто все увидели в твоих приятелях то, что бывало в детстве у каждого - предательство тех, кого мы считали друзьями. Детское предательство, детские обиды. Но вот ты же не забыл... Значит, получил рану, и шрам остался. Потом из таких детских мелких предательств вырастают - у одних способность к предательству крупному, у других - комплекс вины, у третьих - комплекс одинокого человека, у четвертого - неверие в дружбу. У всех последствия разные, но они есть, и, как правило, не слишком хорошие.
Сейчас ты очень взрослый мальчик, сам отец, и можешь смотреть в прошлое спокойно, а тогда тебе спокойно не было.
И каждому, вспомнившему свой такой случай, тоже спокойно не было. Потому и реакция такая.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 12:19 pm UTC
(no subject) - [info]leon_orr, 2005-05-21 12:31 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 12:44 pm UTC
(no subject) - [info]leon_orr, 2005-05-21 12:55 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 01:08 pm UTC
С ПОДОЗРЕНИЕМ: - [info]leon_orr, 2005-05-21 01:19 pm UTC
Re: С ПОДОЗРЕНИЕМ: - [info]albir, 2005-05-21 01:48 pm UTC
Re: С ПОДОЗРЕНИЕМ: - [info]leon_orr, 2005-05-21 03:15 pm UTC

[info]_irenka_
2005-05-21 10:46 am UTC (link)
Они у Вас люди. А люди бывают разными. И разные они у Вас. Просто потому как хорошо пишите :))

Ещё вот тут вот должно бы тать "спасибо"... и оно, это самое "спасибо" тут есть... ибо вот - СПАСИБО :))

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 10:52 am UTC (link)
Вот, теперь ясно. Тогда и Вам СПАСИБО.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_irenka_
2005-05-21 10:56 am UTC (link)
:)) А мне ттть за что?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 11:03 am UTC

[info]mbla
2005-05-21 11:19 am UTC (link)
Хорошая история. Ты знаешь, по дальней ассоциации она мне напомнила о том, как отца одного моего приятеля таскали в ГБ. Отец был зав.секцией в универмаге "Гостиный двор", человек был от любой политики нвероятно далёкий, все мы его считали неумным и каким-то незначительным, а в ГБ его таскали без особых причин - я жила уже в Америке, а большинство друзей сидели в прочном отказе, и некоторыми из них ГБ интересовалось.
Так вот когда упомянутого неумного и недалёкого вызвали, стали дёргать и спрашивать, не хочет ли он, как приличный человек, с ними поработать, он, не раздражаясь, ответил, что кабы хотел, так и работал бы у них, а не в Гостином дворе.
Времена были не людоедские, так что от него отвязались.
Короче, внешность обманчива, - сказал ёж, слезая с сапожной щётки.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 12:15 pm UTC (link)
Хорошая история.(Повторяю тебя, но искренне). А концовка просто отличная!!!

(Reply to this)(Parent)


[info]karmit
2005-05-21 11:37 am UTC (link)
Главное - все люди у Вас интересные! В каждом человеке можно найти хорошее и плохое, у Вас получается вполне пропорционально.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 12:20 pm UTC (link)
А у меня весы такие специальные есть. В душе...

(Reply to this)(Parent)


[info]cema
2005-05-21 11:55 am UTC (link)
Я думаю так: смешные получаются смешными, недобрые недобрыми, а остальные по-своему. Дядя Ваня: добрый? Трудно сказать однозначно, но когда перед ним возникла нравственная задача, он её решил достойно; не всякий добрый смог бы.

(Reply to this)(Thread)


[info]leon_orr
2005-05-21 12:07 pm UTC (link)
Вот правильно. Я, в принципе, затрудняюсь дать определение доброго человека. Какой он?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 12:27 pm UTC (link)
ПОнятия не имею. Вернее, определения не знаю. А добрых знаю и люблю. И не люблю добреньких.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]leon_orr, 2005-05-21 12:39 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 12:46 pm UTC

[info]albir
2005-05-21 12:21 pm UTC (link)
Ну, что ж. Этот коммент мне ближе всех.

(Reply to this)(Parent)


[info]leon_orr
2005-05-21 12:05 pm UTC (link)
Сдается мне, что если начать описывать нас, мы тоже будем выглядеть смешными и недобрыми. Люди просто жили - как получалось, а получалось в нашей стране далеко не у всех. И что было делать? Переводить старушек через дорогу для доказательства своей доброты?
Что делать, если жизнь такая? Какая жизнь - такие и люди.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 12:22 pm UTC (link)
Да, и Левконоя то же говорит. И, вроде бы, вы обе правы, но что-то меня не устраивает. Подумаю.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-05-21 12:38 pm UTC (link)
А меня, что ли, устраивает? Жизнь нас не устраивает, вот что. А если тебя что-то не устраивает в твоих рассказах, то это нормально - критическое отношение к своей работе. Значит, не остановишься на достигнутом и будешь самосовершенствоваться.
Знаешь, чему я не перестаю удивляться, читая о твоих соседях? Их искренности и непосредственности.
Боже, сколько всегда я тратила сил и ухищрений, чтобы никакой сор из избы не вылетел! В условиях коммуналки жить так, чтобы соседи знали о моей жизни как можно меньше, очень тяжело. А твои персонажи жили и по сторонам не оглядывались, не тратили зря нервную энергию.
Я не знаю, хорошо это или нет. Но что экономит силы и время - точно.
Между прочим, герои Шукшина живут так же - не думая о последствиях и не заботясь о репутации.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 12:50 pm UTC
(no subject) - [info]leon_orr, 2005-05-21 12:58 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-21 01:09 pm UTC
ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ РАДОСТНЕЕ. - [info]leon_orr, 2005-05-21 01:22 pm UTC
Re: ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ РАДОСТНЕЕ. - [info]albir, 2005-05-21 01:50 pm UTC
Re: ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ РАДОСТНЕЕ. - [info]leon_orr, 2005-05-21 03:14 pm UTC
Re: ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ РАДОСТНЕЕ. - [info]albir, 2005-05-21 11:55 pm UTC
Re: ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ РАДОСТНЕЕ. - [info]leon_orr, 2005-05-22 01:13 am UTC

[info]assedo
2005-05-21 08:14 pm UTC (link)
Не злые они, конечно. Живые, иногда смешные, иногда не ангелы, а иногда таки да, но все настоящие.

(Reply to this)(Thread)


[info]albir
2005-05-21 11:48 pm UTC (link)
Ох... Но как с ними трудно...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]assedo, 2005-05-22 12:34 am UTC

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…