Летающий верблюд. Ту-104, первый реактивный пассажирский

  • 9
60 лет назад, 15 сентября 1956 года из Москвы в Иркутск совершил первый пассажирский рейс совершенно новый по тем временам, реактивный самолёт Ту-104. По тем временам он казался чем-то невероятным: мог брать на борт больше 100 пассажиров, развивал скорость до 950 км/час, а уровень комфорта (мягкие откидывающиеся кресла, горячее питание и т.д.) делал путешествие не только интересным, но и приятным. Иностранцы за особую «выносливость» прозвали этот самолёт «верблюдом».
Редактор LJ Media

По классификации НАТО — «Верблюд»

Ту-104 стал не только первым советским реактивным пассажирским самолётом — в первые два года его эксплуатации, когда по техническим причинам приостановили полёты британского реактивного пассажирского самолёта «Комета», а Boeing 707 ещё не летал, Ту-104 был единственным пассажирским реактивным самолётом в мире. Ещё один пример, что в конце 1050-х — начале 1960-х годов советской технике удавалось довольно успешно попадать во «вторую волну» научно-технической революции на самых передовых позициях.

Ту-104, Ken Fielding, 1974 год

Сам самолёт был создан очень быстро: от постановления о разработке до первого вылета с пассажирами прошло чуть более двух лет. Но это произошло потому, что Ту-104 проектировался на основе уже существовавшего военного самолёта — дальнего бомбардировщика Ту-16 (использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси). Успешный пример «конверсии разработок отечественного ВПК» в те годы, когда и слов таких не знали. По кодификации НАТО советский чудо-самолёт получил прозвище Camel — «Верблюд».

И этот «Верблюд» стал настоящим «локомотивом» для коренной реформы всего советского авиатранспорта: его внедрение и освоение нового самолёта потребовало реконструкции взлетно-посадочных полос (увеличение длины, более качественное покрытие), применения спецавтомобилей — аэродромных тягачей, заправщиков топливом, водой и кислородом, багажных машин, самоходных трапов и т.д. В связи с возросшим в разы потоком пассажиров в аэропортах стала работать привычная для нас система оформления билетов, регистрации багажа, появились автобусы для перевозки пассажиров к трапу.

Для самих пассажиров резко возрос уровень комфорта — на Ту-104 были впервые установлены мягкие кресла с регулирующейся по высоте спинкой, в полёте предоставлялось горячее питание и напитки, стюардессы проводили опять же привычный сегодня инструктаж по действиям в случае разгерметизации и аварий. Наконец — сам перелёт в Иркутск из многодневного мучения превратился в обычную, хоть и долгую поездку за 7-8 часов.

Ту-104 выпускали на авиазаводах Харькова, Омска и Казани (всего был построен 201 самолёт) до 1960 года, а летал он вплоть до Перестройки. В 1980-е годы большую часть Ту-104 порезали на металлолом и лишь несколько машин уцелели в виде памятников самим себе в некоторых городах бывшего СССР.

anlazz: Ту-104 самый лучший самолет — или еще раз о прогрессе...

...Возьмем хорошо известный пример зарождения реактивной авиации. Причем авиации гражданской. Постановление о начале проектирования самолета в КБ Туполева вышло в 1954 году. В 1955 году первый Ту-104 поднялся в воздух. В 1956 году самолет выпущен в коммерческую эксплуатацию. Весь «цикл» от начала разработки до получения готовой модели занял всего два года. Что это значит в тех условиях, когда проектирование велось без применения не только компьютеров, но и калькуляторов, не стоит говорить. Правда, можно указать, что работы по гражданскому самолету на основе бомбардировщика Ту-16 были начаты еще в 1951 году. И к моменту начала «официального проектирования» КБ уже имело основные чертежи новой машины. Однако даже в этом случае скорость проектирования впечатляет. (Хотя не меньше впечатляет то, что «туполевцы» по собственной инициативе, без соответствующего задания и финансирования занимается разработкой новой машины.)

Но и создание самого Ту-16 выглядит не менее быстрым. Техническое задание на него было получено в 1948 году, а первый полет совершен в 1952. На разработку совершенно нового самолета, оснащенного турбореактивными двигателями, ушло всего четыре года! За это время КБ должно было научиться работать с недостижимыми до этого скоростями и мощностями. При этом разработка «сердца самолета» — двигателей МК-3 (КБ Микулина), заняла всего год — с 1950 до 1951 года.

Получается, что вся «заря реактивной авиации», произведшая переворот в отрасли, фактически заняла не более десяти лет. Первый советский самолет с турбореактивным двигателем — истребитель МиГ-9, взлетел в 1946 году. А в 1956 турбореактивный двигатель пришел в гражданскую авиацию. За десять лет новая технология прошла путь от экспериментальных истребителей до массовых авиалайнеров. Сложность данного процесса сейчас даже представить трудно, ведь переход к реактивным двигателям значил не просто создание новых самолетов, но и запуск огромного количества потребных для этого производств. Начиная от металлургии и заканчивая электроникой (реактивные скорости потребовали внедрение обязательной радиолокационной и навигационной аппаратуры в авиации).

И все это было создано в столь короткий строк. При этом не следует забывать, что переход к реактивной авиации был всего лишь одним из «великих проектов» послевоенного Советского Союза. Одновременно с этим шла разработка еще более фантастического и новационного ракетного проекта — создания боевых и космических ракет. А так же — создание атомного оружия, освоение атомной энергии, развертывание системы ПВО на основании связки РЛС и зенитных ракет. И еще много чего, вплоть до создания индустриального домостроения, решение о котором было принято еще в конце 1940 годов.

В общем, первые послевоенные десятилетия можно рассматривать, как время невероятного инновационного бума, когда возникали целые отрасли, а существующие изменялись до неузнаваемости. Причем, все это в условиях послевоенной разрухи и почти полной нехватки ресурсов. При том, что страна потеряла в войне самое ценное — огромное количество специалистов высокого уровня, что в течении четырех лет все было «настроено» на одну цель — достижение победы над врагом. Однако при этом момента окончания Великой Отечественной и до момента старта королевской семерки, поднявший на орбиту первый спутник, прошло всего 12 лет. До момента первого старта Ту-104 — 10 лет. До момента запуска в эксплуатацию первой в мире АЭС в Обнинске — 9 лет. А первая советская ЭВМ МЭСМ была запущена в эксплуатацию всего через пять лет после Победы...

Вряд ли какая страна — ни выступающие «центром Вселенной» Соединенные Штаты, ни богатая традициями Россия, ни динамичный Китай, ни кто-нибудь еще, даже близко не приближается к тому уровню инновационности, которым обладал Советский Союз середины XX века. Это падения темпов, не зависимое от национальных, этнических или геополитических составляющих, является одним из феноменов нашей реальности. Для его объяснения придумывается множество гипотез. Самая популярная состоит в том, что, дескать, никакого падения скорости развития нет, просто «острие прогресса» переместилось в другую область. Еще недавно таковой считалась сфера микроэлектроники и компьютерной техники. На самом деле, считалась неправильно, однако сейчас данный вопрос уже не актуален в связи с тем, что и в данной области уже несколько лет наблюдается явный застой. Поэтому «фокус» высокопрогрессивных технологий переместился в новую область — в такую, где средний человек вообще мало что может понять: медицину и биотехнологию...

Читать далее в блоге автора — http://anlazz.livejournal.com/100782.html

____________________________

untt: Томский Ту-104

Есть у нас в городе один забытый авиационный памятник. Самолет легенда — Ту-104, первый советский пассажирский самолет с реактивными двигателями. Самолет находится на территории бывшего пионерлагеря «Юбилейный» в Заварзино (лагерь закрыт уже лет примерно 12).

untt, 2014 год

У avro_live в этом посте есть замечательные вырезки из газет, раскрывающие вопрос, как этот самолёт доставили в лагерь и в каком году. Установлен на территории лагеря в 1978 году. Во времена работы лагеря внутри был кинотеатр. Лагерь тогда опекал «Приборный завод», а это было могучее предприятие...

untt, 2014 год

Читать далее в блоге автора

Больше Технологий

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт